#11
![]() |
||
Модератор
![]() Дата рег-ции: 02.01.2002
Откуда: Moscow, Russia
Сообщения: 4.096
|
Если же рассуждать о таком понятии, как "лубочность"...
Вообще, интересно, откуда это берется. Сразу оговорюсь, что я не беру тот случай, когда у художника отсутствует вкус, кругозор и чувство меры. Так что же такое - лубочность? Мне самому был интересен этот вопрос. По сути, это - типичные, возможно даже стереотипные приемы и материалы создания (приемы, сюжеты, ситуации), характерные именно для русской культуры. Но с этим и так понятно. Почему периодически это возникает в нашей культуре? Все же, понятие "лубочность" - оно несколько оскорбительно и, на мой взгляд, может применяться именно к не слишком глубоким художникам. Но само по себе явление - это естественная (своего рода иммунная) реакция на опасность, воспалительные процессы в культуре и вообще в обществе. Например, во время ВОВ совершенно ясно в советской культуре виден этот процесс - сознательное прибегание к типичным русским художественным приемам, их предельная концентрация в отдельно взятом художественном произведении. Будь то песня или фильм. В народном творчестве (в том, что создавалось для именно всего народа) это ясно прослеживается. Если это песня - то мелодическая и гармоническая ее составляющая - будет по концентрации своей более "русская", чем такое же произведение творчества Чайковского, или Рахманинова, скажем. Если исторический фильм (например, "Александр Невский") - то в нем мы тоже увидим много стереотипных явлений. В этом нет ничего плохого!!! Просто та ситуация, когда была реальная и очень серьезная угроза вообще существования страны, народа и культуры - иммунитет сработал очень четко - требовалась предельная мобилизация сил, и физических и духовных, соответственно, и в искусстве эта мобилизация происходила тоже, и даже, я бы сказал, что опережала реальную жизнь, и именно эта концентрация в жизни народа отечественной русской культуры, истории, и позволила выжить, поддержать национальный дух, и, в конечном итоге отстоять страну. В экстремальных ситуациях нужно усиленное и духовное и физическое питание. Так, для космонавтов, например, специально концентрируют в питании белки, витамины и микроэлементы. И, съев небольшой тюбик питания - человек получает все необходимое и уталяет голод. Когда мы заболеваем - наша кровь меняет свой химический состав, чтобы противостоять болезни. Мы пьем витамины и лекарства, которые по сути своей концентраты полезных и лечебных веществ. Культура - это духовная пища общества. Когда ей угрожает опасность, то естественная ее реакция самосохранения - искусственная концентрация типичных народных, национальных, ее составляющих компонентов. В 90ые годы отечественному кино (и культуре вообще) угрожала, на мой взгляд, серьезная опасность. После развала СССР кинематограф сам себя как бы "потерял". Эта потерянность и вылилась в потоки грязи, крови, криминала в фильмах. К концу же 90ых, очевидно было, что настал кризис жанра. Люди устали потреблять этот суррогат. Требовалось снова обратиться вглубь себя, в свою историю и традиции, чтобы элементарно выжить. Именно в этой ситуации, ситуации болезни отечественной культуры и кино, и появился фильм "Сибирский цирюльник". Да, в нем сконцентрированны и доведены до максимума многие типичные русские моменты. Но это инстинкт самосохранения, не больше. И хорошо, что в то время этот инстинкт сработал! Подытоживая, я бы все же хотел разделить понятия "лубок" от нормальной реакции самосохранения. На вид, зачастую это похоже внешне. Но по сути, это разные вещи, имеющие разную природу. И это нужно понимать ![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|