#361
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Про мистиков у меня что-то в голове пустовато - надо или Армстронг пересмотреть, или подумать
![]() Kari пишет:
Современные эзотерика и мистицизм даже будучи предлагаемы людьми с христианским "основанием", все же уходят в сторону буддизма, индуизма, Каббалы - экзотики. А мне кажется, что церковнославянский можно назвать суперсакральным. Не забудь - евреи на много веков вывели из употребления иврит (непредумышленно, так жизнь сложилась) - и у них он был только для религиозных целей. Просили воду и хлеб, продавали и покупали, жаловались на жизнь - на идише, персидском (подавляю в себе желание сказать фарси ![]() Сакральность арабского заключается в запрете переводов Корана и объявлении переводов пересказами? |
|
![]() |
|
#362
![]() |
|||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
А там и смотреть особо нечего, я вот вчера перечитала как раз эту главу: ну десяток мусульманских (суфийских) мистиков с развёрнутыми комментариями и пояснениями и на примерно такое же кол-во каббалистов приходится полторы странички текста про христианских мистиков с подробным описанием только одного - Мейстера Экхарта. Плюс просто перечислены ещё 2 немецких и 3 английских мистика. ВСЁ. А Франциска она, кажется,даже к философам отнесла, а не к мистикам.
Цитата:
Цитата:
![]() Про арабский - говорят, что Коран был дарован именно на арабском и "создан" именно под арабский, т.е. есть много таких же штук, как у каббалистов с их буквами-числами, + особенность поэтики арабского языка, к-рая при чтении влияет на людей, как мантра, помогает отрешится. При переводе невозможно достичь такого качества текста, особенно поэтического, поэтому арабский язык Аллаха - сакральный язык. Но сейчас это больше ощущение того, что он дает мусульманину шанс прикоснуться самому непостредственно к святыне, т.е. пропуск к сакральному. Как-то так. |
||
![]() |
|
#363
![]() |
|||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Kari пишет:
Кари, ну не хочешь в аспирантуру - займись, расследуй и напиши книжку на предмет. Я буду тобой гордиться, торжественно обещаю ![]() Kari пишет:
![]() На поверхности, или на малых ступенях посвящения они как бы христиане для заловления душ христианских в свои сети, а на высших ступенях, когда коготок уже увяз и птичке пропасть, им открывается, что верховное божество, которому они поклоняются - Бафомет, рогатый чёртик ![]() Про язык - нам с тобой сначала надо было договориться - что составляет сакральность языка. Для меня это - неупотребление его в быту, для тебя - особенность поэтики, мантричность, возможность жонглирования языком: буквы/числа. Моя твоя понимает только теоретически (не владея арабским и ивритом), хотя понимает. Греческий славянам был совсем непонятен - красоту в непонятном видеть трудно. Язык, опять же, очень трудный - форм изменчивости (склонений, спряжений, падежей) еще больше, чем в русском - добиться высшего пилотажа владения языком простому человеку, занятому хлебом насущным, трудно. А без этого теряется смысл Послания. А целевой аудиторией Кирилла и Мефодия был как раз простой народ, гимназиев не кончавший. Как-то так ![]() |
||
![]() |
|
#364
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
да, я вот сейчас потихоньку посматриваю что бы почитать по Византии и православию, но пока ничего необычного и нового не выкопала. Мне кстати очень понравилось, как Армстронг объясняет про иконоборчество в Византии. Я помню, что когда про это читала в первый раз в университете в учебнике по Средним векам, то для меня это был соверешенно необъяснимый феномен: вдруг пришли люди и начали бороться против икон... с чего от чего? Ну и так как Армстронг про это пишет в главе про мистиков и это имеет косвенное отношение к нашему разговору про мистику в христианстве, то напишу тут ещё раз (чтоб самой запомнить
![]() Цитата:
![]() Мда, с масонами понятно, что ничего не понятно. Не будем тогда их сюда плести с чертиком с их. Про сакральные языки: в принципе огромное кол-во мусульман арабский знает крайне плохо, понимает его так же отдалённо, как правослывные церковнославянский, поэтому и "неупотребление в быту" тоже имеется. Это и усиливает ощущение сакральности - изучающий арабский прикасается к святыне. Мне даже кажется, что православная литургия, к-рая призвана создать ощущение Царства небесного очень близка к мусульманской молитве в мечети тем, что чаще всего мало кто из присутсвующих дословно понимает произносимое, а большую часть слов произносит на автомате, а движения заучены. Пение хоров у православных и протяжная певучая речь священника оказывают на верующих то же действие, что и распевная речь муллы. Принципы воздействия на психику одинаковые, только у мусульман ещё физические нагрузки подключены - ракаты-поклоны, но и у православных имеются земные поклоны, только их редко кто исполняет. Ты про этих румын тоже в курсе? жутко интересный народ! я тут совсем недавно передачу про них смотрела! тоже не знаю где бы ещё про них полюбопытствовать. |
|
![]() |
|
#365
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Vishenka пишет:
Вот тут http://fil.vslovar.org.ru/958.html есть толковая статья про первого. Там, кстати, упоминаются как выразители мистического познания Бога в противовес традиционному западному схоластическому - францисканцы. А мне про иконоборчество понравилось в капитальной трехтомной истории Византии лорда Юлиуса Норвича. У него немного кратковато религиозные вопросы освещаются (главное место историческим событиям отводится), но освещаются. Православная мистика - Дионисий Ареопагит http://virlib.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0600.html Похоже, гордиться тобой мне при любом раскладе придется ![]() Про румын ты меня перепугала - а что про них знать надо? Во времена моего детства был франко-румынский фильм "Даки", как я сыну его охарактеризовала, плохо помня фильм, что-то вроде "Гладиатора", только без Рассела Кроуэ ![]() |
|
![]() |
|
#366
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
Цитата:
![]() |
|
![]() |
|
#367
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
За ссылки спасибо! Надо посмотреть.
Про аль-Газали мне не так уж интересно было читать, потому что я про него знала и читала, в иудеях я быстро запутываюсь, а вот христиане в этот раз как-то пошли "на ура" ![]() Про румын-православных ничего особенного знать не надо, просто интересные они, типа наши староверов умудрились сохранить старый уклад жизни. |
|
![]() |
|
#368
![]() |
||||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Цитата:
![]() Цитата:
Цитата:
|
|||
![]() |
|
#369
![]() |
|||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
Да, теоритически я помню это разделение на, как у Армстронг, "бога философов" и "бога мистиков", но на деле если бы мне дали коротенечко идеи какого-то из них и сказали: "а ну-ка, Кари, кто ето?" я б вряд ли отличила философа от мистика, если только уж не совсем вопиющий случай. Для меня все эти идеи Аристотеля, доказательства существования Бога и пр. такая же абстракция, как видения дервишей
![]() Цитата:
Цитата:
|
||
![]() |
|
#370
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Про мистиков. У той же плодовитой Армстронг одна из книг называется что-то вроде "Английские мистики 14 века". Вообще у нее там в конце "Истории Бога" очень подробный, по темам, список ею рекомендуемой литературы, причем зачастую она не может удержаться от комментариев: "обязательное чтение", "лучшее, что было написано по этому вопросу" и т.д.
Чукче давно Олала упомянула в ответ на восторги по поводу Даймонда французского философа Анри Бергсона. Полгода назад на дне рождения у знакомых между холодцом и водкой, настоянной на хрене, я увидела его книгу "Два источника морали и религии", М., "Канон", 1994 и сейчас ее читаю. Про общие впечатления позже расскажу, а пока - опять про мистиков и мистицизм. Бергсон, несмотря на то, что умер иудеем (по причине этого), был, похоже, очарован христианством. Высшей формой мистицизма он объявляет христианский мистицизм, остальные - "не дотянули". Впрочем, прочтя 2/3 книги, ни разу не встретила даже упоминания ислама - его совсем нет в мыслях Бергсона. Христианский мистицизм он сравнивает с восточными мистицизмами - индийским, греческим (языческим). Выдающиеся христианские мистики у него святые - св. Павел, св. Тереза, Франциск Ассизский (а что Вишенка говорила?!), св. Екатерина Сиенская, Жанна дьАрк. Так что вот еще одна точка зрения на проблему христианство/мистицизм. |
|
![]() |
|
#371
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
Vishenka, можно вопрос?
Цитата:
И ещё про святого Павла (сразу говорю, что с его житием знакома слабо, а гуглить лениво) - почему он мистик? Я чую, что с определением мистицизма у народонаселения планеты не выработано единого подхода, поэтому и спрашиваю. |
|
![]() |
|
#372
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Kari пишет:
Мистицизм же - метод познания Бога с помощью нетрадиционных (традиционные - сел и подумал) методов - дионисийские оргии, вакхические пляски. Много вина и отвязанность сознания. Про св. Павла хочу почитать книгу Армстронг. Мне интересна его личность не как мистика, а как истинного основателя столь победоносной идеологии, но если по пути что-то про мистичность его встречу - сообщу. Сейчас не могу ответить на твой вопрос. |
|
![]() |
|
#373
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.550
|
Kari пишет:
|
|
![]() |
|
#374
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 01.07.2004
Откуда: Msk
Сообщения: 934
|
Цитата:
И про мистицизм я не согласна - отвязность сознания это одно из проявлений, причем на экстремуме, а есть ещё куча мистиков вполне так себе философского склада. Вот Ал-Араби - идеалист и мистик, но не плясал, не пил, не привлекался, не замечен... А мне вот добрые люди ссылку откуда-то кинули, сижу журнальчик почитываю: http://cess.fas.harvard.edu/cesr/html/CESR_03_2.html там целая подшивочка про Среднюю Азию. |
|
![]() |
|
#375
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Можешь спорить с авторитетом, я разрешаю; ему уже до фени, если он только сверху не наблюдает за нами. Неплохо бы помнить собственное высказывание о том, что это Вишенка перепела Бергсона и "прикоснуться к источнику" самой.
Бергсон выстраивает прямую социальных обществ, где на одном конце находятся сообщества пчел и муравьев, управляемые инстинктом, а на другом - человеческое общество, обладающее разумом и свободой выбора индивидуума по крайней мере у части членов его. Насекомые ставят благо общества выше личного, а религию Бергсон рассматривает как попытку достичь того же в человеческом обществе. Впрочем, я уже видимо, повторяюсь, извини. Про мистицизм я даже перечитала соответствующие странички второй раз в поисках чего-то хоть как-то приближающееся к определению его Бергсоном. Не нашла (допускаю, что это чукча такая тупая, а не Бергсон скользкий ![]() Хотя даже простой взгляд на перечисленных Бергсоном христианских мистиков, где в одном ряду с оргиастически экстатической святой Терезой стоит перманентно трезвый святой Павел, говорит о том, что и Бергсон рассматривал мистицизм шире отвязанности сознания. Проблема, опять же, в отсутствии четкого определения. Примат греческой философии в становлении западной мысли несомненен для Бергсона, хотя он (возможно первым) уже употребляет выражение иудео-христианская цивилизация (или культура? - не помню). В биографии его пишется о том, что он рассматривал возможность перехода в католичество, однако не сделал этого, решив разделить судьбу гонимых в то время иудеев и отвергнув для себя предложение немецких оккупантов присвоить ему статус выдающегося философа и на этом основании избегнуть регистрации в качестве еврея и сопутствующего этому конца в 1941 году ![]() Католическая церковь была ему очень благодарна за поднятие престижа христианства. Еще его позиционируют как французского патриота. Два слова о стиле. Конечно, это перевод, и перевод (Гофмана), похоже, сделанный с любовью. Переводчик и составитель примечаний, а также автор послесловия хвалит язык, стиль, доступность широкой публике и популярность его лекций (в Париже шли разговоры о переносе их в зал Парижской Оперы из-за столпотворения). Мне, однако, чтение его книги далось нелегко. Все время приходилось сосредотачиваться, возвращаться назад из-за того, что я бы его стиль определила как "растекание мыслию по древу". Вижу и признаю оригинальность и новизну (для своего времени) идей и мыслей и, соответственно, вклад в современную философию. Вместе с тем вижу и признаю как далеко шагнула с тех про наука - идеи и мысли Бергсона основаны на научных достижениях разных отраслей науки. Утверждая свои мысли примерами из науки, он опирается на исследования Вирхова, которые не то, что позавчерашний день в науке, а позавчерашний день в ее истории. То же относится к этнографии и этнологии - ссылки при описании примитивных обществ даются на рассказы миссионеров ученым-этнографам. Чтение наверное любой философской литературы - тяжелый труд, даже если переводчик утверждает, что среди парижской публики начала 20 века его лекции пользовались популярностью из-за легкости стиля. Оторваться от Даймонда было тяжело - чтение втягивает в себя вместе с ушами. Опять же непосредственный опыт общения с туземцами вызывает доверие к выводам. |
|
![]() |
|
#376
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Совсем не по своему выбору, а получив книгу в подарок, читаю ее [The Bronze Horseman. Falconet's Monument to Peter the Great. A. M. Schenker. Yale University Press, 2003] Медный всадник. Памятник Петру Великому работы Фальконе.
Автор, похоже, говорит на одном с нами языке и книга выросла, по его признанию из лекции, данной в 1996 году группе выпускников Йеля, в ходе 10-дневного пароходного путешествия из Петербурга в Москву. Я, начиная читать книгу, тоже в мыслях имела экскурсионные ассоциации - рассказы ленинградских еще экскурсоводов: замечательные были и знающие предмет рассказчики. Имя Колло помнила еще с тех самых времен (голова памятника Петру сделана ею). Литературные ассоциации, вызываемые книгой, - не пушкинский "Медный всадник", а пушкинская же "Пиковая дама". Речь идет о культурной русской и французской среде середины 18 века. Дидро, как корреспондент Екатерины Великой, подробная биография Бецкого, вельможи екатерининского двора, самого Фальконе, подробности их ссор и примирений; любовницы - Софи Волланд - Дидро и Колло - Фальконе. Интересный персонаж - греческий инженер-авантюрист Марин Карбури, вытащивший Лахтинский камень из карельских болот (задачка была "из болота тащить бегемота"). Князь и екатерининский дипломат Дмитрий Голицын сыграл большую роль в создании памятника, уговорив Фальконе взяться за дело и заслужил себе в книге Шенкера немало места. Немного вызывает внутренний протест чтение книги о русских делах на английском языке, но недавних книг на такую тему, изданных в России, я не видела, а букинистические издания малодоступны. Хотя, должна сказать, что вся переписка, на которой основывается в основном книга, велась на французском, даже если оба корреспондента были русскими (князь Голицын с Иваном Ивановичем Бецким), или немцами (Екатерина с Гриммом, известным критиком и издателем журнала). |
|
![]() |
|
#377
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.550
|
Прочитала половину Ловца бумажных змеев -- впала в депрессию просто, совсем не жизнеутверждающая что-то какая-то книга.
|
|
![]() |
|
#378
![]() |
||
Кандидат в мэтры
![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 19.02.2006
Откуда: Хайфа
Сообщения: 381
|
Цитата:
а у меня только вот хватает на короткие заметки ![]() http://vesmirpredomnoyu.boom.ru/Teve1.htm Да кстати по местному телефидению показали очень интересный туррепортаж про париж с неким турагентом Виктором а и еще - тут у нас есть музей Моне Кац который творил в Париже вы случайно о нем слышали что нибудь? ![]() |
|
![]() |
|
#379
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Золушка пишет:
Перечитала на 6 странице этого топика своё описание книги - может все-таки я утверждала что-нибудь об этом? - Вроде нет. На момент чтения и не думала в этих терминах. Хорошая литература не всегда оптимистична, а оптимистичная литература не всегда хороша. Золушка, держитесь подальше от Арундати Рой (я не шучу ![]() |
|
![]() |
|
#380
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Шенкер задается вопросами - был ли Фальконе гениален? Насколько быстро его забыли бы, если бы из его творчества "вычесть" Медного Всадника, учитывая, что изваянные им скульптуры больших форм погибли во время Великой французской революции, а на момент получения предложения Фальконе был художественным директором Севрской мануфактуры (совсем безделушки)? Насколько русский памятник, задуманный немкой на русском троне и изваянный французом? Насколько город, задуманный Петром на финских болотах смог стать фактом русской жизни и смог изменить ее? В связи с последним вопросом Шенкер упоминает такой редкий факт, что в 5 лет, последовавшие за смертью Петра, население города уменьшилось в 2 раза. По мысли Шенкера Екатерина вдохнула "вторую жизнь" в город.
Цитата:
Судя по самомнению Фальконе, он - гений. Психологически его биография ужасна - самоучка в общекультурных вопросах (семья его занималась уже не в одном поколении чем-то вроде резьбы по камню на уровне не совсем художественном, скорее, мастеровом), друг Дидро, самопровозглашенной интеллектуалки Екатерины, он со всеми спорил, рассорился, был объектом пасквилей в кругу энциклопедистов, хотя Дидро неоднократно утверждал, что различие взглядов не столь важно, как общность интеллектуальных интересов. Другими словами - неважно, как мы отвечаем на конкретные вопросы, важно, что мы задаемся именно этими вопросами. Вышеупомянутый Бецкой, русский вельможа, назначенный Екатериной главой проекта памятника Петру в помощь Фальконе, попортил ему немало крови из-за неправильно заданного Бецким вопроса в самом начале "сотрудничества". Бецкой, говоря о совместном проекте, назвал памятник "нашим", а скульптор вспылил и стал настаивать, что памятник, который уже существовал в модели, - "мой". Фальконе смог на практике узнать, кто такая "кузькина мать". С другой стороны ему была верна всю жизнь женщина, которую он непонятно, любил ли - Мари Анн Колло. Он настоял, чтобы она вышла замуж за его сына, которого сам считал ничтожеством. Умер он у нее на руках. |
|
![]() |
|
#381
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.550
|
Vishenka пишет:
|
|
![]() |
|
#382
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Золушка пишет:
Почему бы, даже теоретически размышляя, не быть бедным в этой стране? В любом человеческом обществе есть расслоение, а США не марсианами населены. Еще один аргумент - несмотря на всяческое осуждение этой страны высоколобыми европейскими интеллектуалами, а вслед за ними и русскими нуворишами, поток желающих приехать сюда превышает готовность её принять какое-то число людей. Многие даже делают это с риском быть какое-то количество лет бесстатусными людьми (нелегалами). Как раз эта среда - безъязыковая и бесправная - питательный бульон бедности и бедноты. Среди людей со статусом в любое время, даже экономически благополучное, признана непреодолимой планка приблизительно в 4 % безработных (при Клинтоне, вроде было чуть ниже - 3 с хвостиком процента). Это люди, не желающие работать. Среди них велик процент больных, умственно неполноценных и страдающих психическими расстройствами, однако есть и просто не желающие работать, находящие отговорки, причины. Плюс идейные хиппи, бомжи, бичи, бездомные. Я помню как-то смотрела по ТВ передачу на эту тему (может быть, "60 минут"). Бедными считаются получатели велфера. Они живут в опасных, криминальных районах, где плохие школы и велик риск лишиться жизни, оказавшись случайно в месте разборок банд, однако в квартирах у них стоят телевизоры и музыкальные центры, забитые едой холодильники. Но даже голод, особенно детский голод, существует. Бедность в Америке намного более сложное явление, чем я это сейчас описала (например, уровень образования у бедняков ниже, выше процент едоков жирной еды, ниже осведомлённость риска жирности индивидуума для здоровья, а, следовательно, выше процент толстяков среди бедных, но и не только это), но в том, что она существует нет никакого сомнения. Эренрайх очень по-немецки пишется - Ehrenreich ![]() |
|
![]() |
|
#383
![]() |
||
Кандидат в мэтры
![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 19.02.2006
Откуда: Хайфа
Сообщения: 381
|
Vishenka пишет:
![]() |
|
![]() |
|
#384
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.550
|
Vishenka пишет:
Очень странно, но с буквой h я вроде бы по-всякому эксперементировала, почему-то не выпала нужная фамилия. Теперь уже в следующий раз. |
|
![]() |
|
#385
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
http://www.amazon.com/s/ref=br_ss_hs...o.x=14&Go.y=14
Вот это первая страничка на амазоне с ее книгами. Мне кажется, что Вы правильно делаете, интересуясь бедностью в США - Россия из западных моделей экономических отношений восприняла американскую и надо бы знать и неприглядные окраины модели, а не только конфетную серединку. |
|
![]() |
|
#386
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Pisatel пишет:
Один из ярких дебатов в этом смысле разгорелся при зарождении США как государства - среди протестантов было немало пацифистов, доказывавших, что войны и религиозные преследования - это то, от чего они сбежали в Новый Свет и здесь их быть не должно. Победила другая сторона, приводившая в качестве провоенного аргумента ветхозаветную максиму "Око за око, зуб за зуб". Махатма Ганди смог кампанией гражданского неповиновения добиться свободы от колониального господства для своей родины. Однако где его принципы в современной Индии, обладающей ядерным оружием? - Где-то очень в далеком углу, пыльные и заброшенные. Лев Толстой провозгласил принцип непротивления злу насилием и был в результате провозглашен иересиархом и отлучен от церкви (ведь так и не дошли руки у православной церкви снять с него проклятие?). В Евангелии от Матфея в уста Христа вкладывается фраза "Не мир я вам принес, но меч". Крестовые походы, испанская инквизиция и религиозные войны в Европе позднего средневековья похоже, вдохновлялись этой фразой. Глядя на разборки, что прямо сейчас проис ходят у Израиля с соседним суверенным государством и учитывая обладание им ядерной бомбы, Вы ведь не будете меня просить обосновать тезис ненасилия, заложенный в иудаизме? Мусульмане построили огромную империю от Атлантики до Гиндукуша мечами. Римляне говорили: Хочешь мира, готовься к войне. Непреодолимый парадокс, пока еще непреодоленный. Сообщества людей, искренне желающие мира и положившие таковое желание в основу своего существования, оттесняются от основного течения истории и маргинализируются - немецкие меннониты, живущие в США, буддисты Тибета, подавляемые Китаем. Не по словам их судите их, а по делам. Так, что ли? |
|
![]() |
|
#387
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
[College unranked. Ending the college admissions frenzy. Edited by Lloyd Thacker, 2005] Институты без ранга. Окончание нервотрепки с поступлением.
Это сборник статей председателей приемных комиссий разных колледжей США, от Гарварда до небольших. Мне было полезно - просветил меня, в частности, по такому вопросу. У меня в голове никак не выстраивался образ того, что в Штатах называется liberal arts college. Я читала объяснения, спрашивала объяснения у людей, но, видимо, бестолково спрашивала, потому что их ответы были мне понятны, но суть явления от меня ускользала ![]() |
|
![]() |
|
#388
![]() |
||
Заблокирован(а)
Дата рег-ции: 06.07.2006
Сообщения: 81
|
Золушка пишет:
![]() |
|
![]() |
|
#389
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
[Betraying Spinoza. The renegade Jew who gave us modernity. Rebekka Goldstein, 2006] Предательство Спинозы. Еврей-вероотступник, подаривший нам современность. Ребекка Голдстайн. Книга написана на основе нескольколетнего семинара в колледже, где автор преподавала, называвшегося "Рационализм семнадцатого века: Декарт, Спиноза и Лейбниц". Я бы эту книгу назвала мемуарами развития мысли, она с одной стороны философски-заумная, если мне будет так позволено выразиться, а с другой - персонально-личностная. Голдстайн и главный труд Спинозы "Этики" называет мемуарами. Спиноза из этой троицы мыслителей по ее признанию ей нравится больше всех и она впервые столкнулась с ним на уровне школьном еще, в виде осуждения системы его взглядов ортодоксальным иудейским мейнстримом.
История жизни Спинозы очень драматична. Он происходил из семьи португальских евреев (ставших таковыми после изгнания из Испании в 1492 году), живших в Амстердаме. В очень раннем возрасте - 23 года - он был изгнан из еврейской общины города за несовместимые со старейшинами взгляды. Такая экскоммуникация была не совсем необычным делом - знаменитый мыслитель Уриэль да Коста подвергался ей даже дважды, однако условия изгнания разнились - Спинозе был заказан путь назад, в то время как да Коста оба раза успешно "восстанавливался" в правах. Спиноза не очень и хотел назад, судя по всему. Так, он не обнародовал свои взгляды до тех пор, пока не умерли все его родные, чтобы гнев общины не обрушился на головы его родных и они не пострадали бы. Еще удивительнее, что отбившись от иудейства он не прибился к мейнстриму - христианству. Фактически он был первый практикующий атеист. В научной среде у него была высокая репутация, однако воспользоваться ее плодами он также не спешил - отверг предложенную ему позицию в Университете Гейдельберга и зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. Знаменитый голландский астроном Гюйгенс, открывший кольца и спутники Сатурна, предпочитал линзы его работы. Последователями Спинозы числили себя Альберт Эйнштейн и - парадоксально - теперешние теоретические физики, развивающие теорию суперструн. Парадоксально потому, что позитивизм 19 века в качестве философии науки "преодолел" рационализм 17-го, а в конце 20-го опять пришел на новом витке к Спинозе. Голдстайн выстраивает интересную линию о предтечах современного рационализма (Аристотель и средневековые схоластики, Маймонид, повлиявший на Фому Аквинского, а через него - на всю католическую мысль) и мистицизма (Платон через арабского Плотина и опять же католического Августина Блаженного) Голдстайн считает, что не считая Маймонида, Спиноза - самый выдающийся философ еврейского происхождения. |
|
![]() |
|
#390
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
[When Nietzsche wept. A novel of obsession by Irvin D. Yalom 1992] Плачущий Ницше. Повесть одержимости. Ирвин Д. Ялом. Автор на момент написания книги был профессором психиатрии медицинского института Стенфордского университета, автором как нескольких учебников, так и беллетристики. В этой книге он реконструирует художественными средствами процесс создания психоанализа. Герои книги, кроме Ницше, имя которого в названии, - учитель Зигмунда Фрейда Йосеф Бройер, сам Фрейд и русская красавица Лу Саломе, в которую был влюблен Ницше (позже у нее были романтические отношения с Райнер Мария Рильке). В послесловии Ялом говорит о точной доле вымысла в своей повести - так, например, Ницше и Бройер никогда не встречались, в то время как в книге благодаря этой встрече родился психоанализ. В романе приводятся некоторые реальные письма Ницше и к Ницше, например, от Рихарда Вагнера.
Как мне представляется, роман этот был бы весьма интересен докторам-медикам: подробно описываются диагностические техники докторов Старого Света, однако и "непосвященным", вроде меня, не скучно читать эти описания. Видя правдоподобные описания других бытовых деталей, отличающихся от американских, например, упоминание того, что "обед" приходился на середину дня, в отличие от американского обеда, а также описание того, что подавали к обеду, веришь, что автор основательно изучил вопросы, которых он касается, от бытовых деталей до тонкостей медицинской диагностики. В ходе развития сюжета возникает парадоксальная ситуация - Бройер, начиная действовать как врач Ницше, по ходу действия начинает извлекать выгоду для собственного психического здоровья из своих отношений с философом. Впрочем, это уже близко к пересказу сюжета, чем я заниматься не хотела бы. Интересная книга, несмотря на то, что читать ее мне удается в час по чайной ложке из-за занятости ![]() Довольно много главный герой - венский доктор Бройер думает о современном (1882 г.) европейском антисемитизме. |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|