Maximiliano пишет:
это уже настораживает и не вызывает сильного желания ознакомиться подробнее.
|
Поскольку я говорила кратко и только в свете того, как нас (вот мой класс, по крайней мере) учили в школе, то получилось схематично и "топорно". Мне Кураев как раз нравится сложностью и неоднозначностью своей мысли, глубиной и осторожностью, чувствуется его МГУшное образование всё-таки.

В отличие от многих батюшек, которые про светскую культуру пишут плоско, вешают ярлыки и говорят, что "это всё от беса", Кураев рассматривает книги и фильмы полемично, с позиции современного думающего человека, и читать его всегда интересно. Кстати, "МиМ" -- одна из его любимых книг. В общем, лучше почитайте ту книгу, вдруг понравится.
Maximiliano пишет:
Я бы с удовольствием за вас заступился из чувства справедливости, но пока не придумал, как это сделать...
|
Спасибо.

Думаю, ничего особенного придумывать не нужно, можно просто почитать ссылку, если интересно. Может, что-то обсудим потом.
ulysses пишет:
Весьма спорное утверждение, особенно учитывая булгаковскую версию истории Иисуса, которая гораздо ближе к Ренану нежели к религиозным представлениям.
|
Кураев (опять же обращусь к нему, раз уж начала) убедительно доказывает, что это не собственно булгаковский взгляд на Иисуса, а взгляд Воланда, принижающего личность Христа. Там идея такая, что Мастер написал этот роман под влиянием сатаны, т. е. Воланда. В романе он несколько раз говорит о сатанинских наваждениях, а к встрече с Иваном в больнице уже хорошо знаком с "иностранцем", о котором рассказывает Бездомный. Мастер, будучи по профессии историком, представлял не ту советскую атеистическую школу, которая говорила, что Иисуса никогда не было (Булгаков неслучайно вставляет беседу Берлиоза с Бездомным на эту тему в начало романа), а ту, которая утверждала, что был какой-то такой человек, но на Бога откровенно "не тянул". Собственно говоря, Берлиоз требовал от Ивана изобразить Иисуса как можно менее реальным, а у Ивана, как мы помним, Иисус получился жалким, но "как живой" (конфликт двух школ). В атеистическую эпоху творец-Мастер создаёт роман именно о таком Иисусе -- фактически в ракурсе, поданным сатаной, который с удовольствием царствует в атеистическом обществе. И та, и та атеистическая школа -- от сатаны, которому невыгодно, чтобы люди верили в Иисуса-Бога. Просьба сильно не цепляться к словам, т.к. передаю самую суть, лучше читать первоисточник.
А что до религиозности Булгакова, то я доверяю воспоминаниям Елены Булгаковой.