Перебирал дома бумаги и наткнулся на старую вырезку из газеты «Неделя» № 24(484) 1969 года, стр. 18-19 (напомню: «Неделя» были воскресным приложением к газете «Известия»). В ней – статья Г. Мунблита «Поиски не увенчались успехом». Журналист приехал в Париж и занялся тем же, чем мы занимаемся здесь на форуме: он прошёл по некоторым местам, связанным с Хемингуэем и упомянутым им в «Празднике…». В этой публикации я нашёл строки перекликающиеся с тем, о чём я написал в предыдущем посте, а именно: о восприятии первых советских читателей оговорки Хемингуэя, что его книгу читатель может считать вымыслом. Ниже – краткое изложение фрагмента из статьи Г. Мунблита.
В доме на улице Одеон, 12, где помещалась книжная лавка и библиотека Сильвии Бич «Шекспир и компания», корреспондент «Известий» разговорился с консьержкой этого дома, «измождённой женщиной, похожей одновременно на балерину и на прачку Дега», и она так вспомнила американку:
— Здорово мне удружила ваша Сильвия Бич! – Нет, вы не думайте, я к ней всегда очень хорошо относилась и сейчас добром вспоминаю её. Но отдать богу душу в тот самый день, когда мы крестили нашу Симону!.. Я понимаю, она это сделала не нарочно, но вы должны согласиться, что это было очень некстати…
Муж консьержки показал три книжки, подаренные им Сильвией Бич, которая всегда была к ним очень добра и очень баловала их ребятишек. Одна из книжек называлась «Шекспир и компания», была издана в Нью-Йорке в 1957 году и повествовала о посетителях и друзьях библиотеки Сильвии Бич. Их фотопортретами была проиллюстрирована книга. Корреспондент увидел «…фотографию, где молодая Сильвия Бич снята рядом с совсем ещё молодым Хемингуэем… На другой фотографии Сильвия вместе со Скоттом Фитцджеральдом сидели рядышком в традиционных фотографических позах, на третьей, гораздо более поздней, она была снята на фоне своего магазина уже старенькая, с седой головой и в каком-то очень американском костюме. Были здесь портреты Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Эзры Паунда и многих других литераторов, но главная прелесть всех этих фотографий была в их непререкаемой подлинности, подтверждающей подлинность всего, о чем рассказано в парижских записках Хемингуэя, хотя сам он в предисловии к ним почему-то предлагает читателю, «если тот пожелает», считать его книгу вымыслом.
Вместе со всеми остальными читателями я и прежде понимал, – пишет Г. Мунблит, –что предложение это – шутка и что «Праздник» – не что иное, как сборник рассказов об истинных происшествиях и живых людях, но по-настоящему убедиться в этом мне удалось только в тот день, когда я побывал у консьержки на улице Одеон, перелистал книжки Сильвии Бич и посмотрел фотографии, которыми они иллюстрированы».
|