#1
![]() |
||
Мастер
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.072
|
Легенды Пер-Лашез
Парижское кладбище Пер-Лашез больше напоминает музей: сюда приходят прикоснуться к пластам истории, посмотреть на прекрасные скульптуры, вспомнить любимых героев... В этой теме я расскажу о некоторых могилах кладбища и о людях, там похороненных
![]() Вход на Пер-Лашез. Открытка начала XX века. __________________________________________________ ______________ 1. "СТАРОЖИЛЫ" Кладбище открылось в 1804 году и довольно быстро стало успешным коммерческим предприятием: архитектор Николя Фрошо, бывший одновременно совладельцем кладбищенской земли, убедил городские власти перезахоронить сюда прах Мольера и Лафонтена, а затем Абеляра и Элоизы. Благодаря этому кладбище набрало популярность и превратилось в место упокоения выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, а также людей, внёсших вклад в историю Франции. Абеляр и Элоиза Пьер Абеляр (1079 - 1142) был признанным философом-богословом, который ясностью и красотой изложения превосходил других учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В это время в Париже жила Элоиза - 17-летняя племянница каноника Фульбера, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр влюбился в нее, Элоиза отвечала ему полной взаимностью. Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, где она родила сына, и где, не желая этого, втайне обвенчалась с Абеляром. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, искренне веря, что брак означает для Абеляра бесчестие и конец его карьеры философа; при этом она желела оставаться его сожительницей. Фульбер же из ненависти и мести приказал оскопить Абеляра, чтобы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась трагически: оба ушли в монастыри. Позже Элоиза стала настоятельницей монастыря Аржантей и аббатисой монастыря Параклет. Когда Абеляр умер, Элоиза перевезла его прах в свой монастырь, чтобы соединиться с ним после смерти. В 1814 году останки Абеляра и Элоизы перенесли на Пер-Лешез. ![]() ![]() Переписка влюбленной монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из шедевров эпистолярного жанра (http://zhurnal.lib.ru/z/zaslawskij_w_a/abelard.shtml). Она переведена на многие языки мира и потрясает мощью и величием страстей. Из писем Элоизы в монашестве: О, мой благородный, как мало пребывали мы в этом супружестве! Преступница, должна ли я была выйти за тебя замуж, чтобы навлечь на тебя несчастье? Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может. Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?! Из всех страдалиц я - самая жалкая. Из всех женщин я - несчастнейшая. Чем большим было мое счастье, когда ты любил меня больше всего на свете, тем горше мои страдания сейчас, после твоего падения и моего позора. Ибо чем выше скала, тем губительнее падение с нее. Юность и любовь, пережитые мною, только разжигают во мне желание и тем самым приносят мучения плоти. У меня нет твоей силы духа, и потому превозмочь искушение мне нелегко. Люди зовут меня святой, но в сердце ко мне им не заглянуть, и потому они не знают о том, что святость моя лицемерна. Я кажусь им святой за целомудренную жизнь, однако истинное целомудрие кроется не в теле, а в душе человека. ![]() Об Абеляре и Элоизе: http://nearyou.ru/mif/abeliar.html __________________________________________________ _______________ Жан-Батист Поклен (Мольер), 1622-1673, драматург Жан де Лафонтен, 1621-1695, поэт ![]() Юридическая карьера привлекала Жан-Батиста его не больше ремесла его отца-обойщика, и он избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. Постоянный репертуарный голод бродячего театра стал причиной, по которой Мольер сам начал писать пьесы - в основном это были фарсовые комедии. Постепенно труппа Мольера добилась успеха и славы в провинции, и в 1658 году по приглашению брата короля она прибыла в Париж. Здесь Мольера ждал огромный успех и годы напряженной плодотворной работы над пьесами, которые до сих пор идут на мировых сценах. ![]() Ш.-А.Куапель. Портрет Ж.Б.Мольера, 1730. Библиотека Комеди Франсез, Париж ...Уже будучи смертельно больным, Мольер написал одну из самых весёлых и жизнерадостных своих комедий - "Мнимый больной". 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми болезнями. Некоторые зрители заметили, как у него начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. Представление прервали, а через несколько часов после спектакля Мольер скончался. Его не успели соборовать, и Парижский архиепископ запретил хоронить Мольера по христианскому обряду. Только благодаря вмешательству Людовика XIV запрет был отменен, но великого драматурга похоронили ночью, без обрядов, в той части кладбища, где хоронили самоубийц. В 1792 году революционеры перенесли прах Мольера в музей французских памятников, а в 1817 его перезахоронили на Пер-Лашез. Однако, как пишет Булгаков: "когда во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана-Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто место его погребения с точностью указать не мог. И хотя чьи-то останки и вырыли и заключили в мавзолей, никто не может сказать с уверенностью, что это останки Мольера" Жан де Лафонтен был одним из близких друзей Мольера, поэтому вполне закономерно, что могилы их расположили на Пер-Лашез рядом, сейчас они даже находятся в одной ограде. ![]() Н.Ларжильер. Портрет Жана де Лафонтена. Версаль С детства Жан отличался непокорным нравом, его готовили к вступлению в духовный сан, но он выбрал литературную стезю. Приехав в 1657 в Париж и найдя покровителя в лице всесильного министра финансов Фуке, он получил пенсию, за которую обязался сочинять по стихотворению в месяц. Так появились многочисленные сонеты, баллады и мадригалы, воспевавшие мелочи светской жизни в свободном, непринужденном тоне, отличном от пышной манерности тогдашних поэтов. После падения Фуке Лафонтен попал в опалу был вынужден покинуть Париж, пока его не взяла под свое покровительство герцогиня Буйонская. Для нее Лафонтен начал писать скандальные стихотворные "сказочки", перелагая сюжеты Бокаччо, Апулея, Маргариты Наваррской, а так же басни, в которых он использова сюжеты Эзопа. Именно басни прославили имя Лафонтена, принесли ему заслуженную литературную славу, вдохновили многочисленных последователей-баснописцев, в том числе и нашего И.А.Крылова О Мольере: http://www.molier.ru О Лафонтене: http://jandelafonten.ru __________________________________________________ _______________ Антуан-Огюст Пармантье (1737 - 1813) Пармантье сделал для Франции такую же великую вещь, которую Петр I сделал для России: он научил французов есть картошку. В XVIII веке картофель во Франции выращивался исключительно на корм скоту, считалось что людям он вреден и даже вызывает проказу. Агроном Пармантье обнаружил, что картофель безвреден для здоровья и обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Благодаря его усилиям, Парижский медицинский факультет объявил в 1772 картофель съедобным. ![]() Пармантье пришлось столкнуться со значительным сопротивлением своей деятельности, его даже изгнали из Дома инвалидов, где он работал фармацевтом. Тогда Пармантье занялся пропагандой картофеля среди французов, активно используя всевозможные рекламные трюки, впоследствии вошедшие в легенду. Он давал званые обеды, где угощение состояло в основном из блюд, приготовленных из картофеля, на которое приглашал знаменитостей, он подносил королевской чете букеты из цветов картофеля и т.п. Король Людовик XVI пожаловал Пармантье участок бедной земли на западе от Парижа, на которых тот занялся выращиванием любимого картофеля. Днём он специально выставлял вокруг грядок вооружённых охранников, привлекавших внимание и любопытство, а на ночь сторожа удалялись, позволяя людям спокойно "украсть" клубни. Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год, когда именно употребление картошки в пищу помогло победить голод на севере Франции. В последние месяцы первой Парижской коммуны (1795) картофель активно выращивался в осаждённом Париже, даже в саду Тюильри, чтобы уменьшить голод. В том же году Пармантье был избран членом Академии Наук. ![]() __________________________________________________ ______________ Теодор Жерико (1791 - 1824), живописец ![]() Как художник, Жерико был первопроходцем - и в сюжете, и в композиции, и в реалистичности изображения он опережал свое время. Его творчество получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля, оно принесло Жерико славу талантливого и смелого новатора. Считается, что художник стал основателем романтизма в живописи. На памятнике Жерико находятся бронзовые рельефные репродукции его картин. На фронтальной части расположена самая знаменитая картина художника - "Плот Медузы", написанная по следам трагического случая в Атлантике. Тогда в сорока милях от африканского берега потерпел крушение французский фрегат "Медуза". Капитан и офицеры бросили на произвол судьбы 140 человек, спасавшихся на плоту. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом "Аргус". Выжившие вынуждены были есть погибших для поддержания сил в организме. Говорят, трагедия "Медузы" была для современников таким же потрясением, как гибель "Титаника" век спустя. ![]() Т.Жерико. Плот "Медузы", 1819. Лувр Это полотно стало последним из законченных произведений Жерико. Художник погиб в расцвете сил и таланта, упав с лошади. О Теодоре Жерико: http://biopeoples.ru/hudozhnik/1074-teodor-zheriko.html __________________________________________________ ______________ Фредерик Шопен (1810 - 1849), композитор, пианист ![]() У могилы Шопена всегда много цветов, и обязательно здесь стоят белые и красные розы. Сюда их приносят и французские почитатели композитора, и поляки, живущие или приезжающие в Париж, для которых Шопен является национальным героем. Если можно говорить о поэзии в музыке, то таким поэтом несомненно был Шопен. Находясь за роялем, он отдавал исполнению всю свою душу, и также страстно вкладывал ее в создаваемые им музыкальные произведения. Шопен всегда страдал - и в своей любви к Жорж Санд, и в своем обожании родной Польши, которая в XIX веке фактически исчезла как государство, будучи разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. Эти любовь и боль выразились в темах героико-драматических композиций Шопена, и в народно-жанровых мотивах его полонезов и мазурок, и в прекрасных печальных ноктюрнах. ![]() Лионелло Балестриери. Фредерик Шопен и Жорж Санд Согласно завещанию, после смерти Шопена его сердце было перевезено в Варшаву, где оно теперь замуровано в колонне церкви Святого Креста. Шопен и его музыка: http://classic.chubrik.ru/Chopin __________________________________________________ ______________ |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Район между парком Бют Шомон и кладбищем Пер-Лашез | Марфа | Вопросы и ответы туристов | 2 | 07.08.2009 17:26 |
Прогулка по Пер-Лашез | Frad | Рассказы и фотографии путешественников | 18 | 12.12.2008 15:33 |
Кладбища Пер-Лашез и Буасси | antonella | Вопросы и ответы туристов | 3 | 21.07.2008 22:22 |
Легенды горного Алтая | vlad200026 | Литературный салон | 6 | 02.11.2007 13:41 |