Форумы inFrance  - Франция по-русски
Вернуться   Форумы inFrance - Франция по-русски > Туристам о Франции > Рассказы и фотографии путешественников

        Ответ        
 
Опции темы Опции просмотра
  #1
Старое 15.02.2015, 22:13
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Легенды Пер-Лашез

Парижское кладбище Пер-Лашез больше напоминает музей: сюда приходят прикоснуться к пластам истории, посмотреть на прекрасные скульптуры, вспомнить любимых героев... В этой теме я расскажу о некоторых могилах кладбища и о людях, там похороненных


Вход на Пер-Лашез. Открытка начала XX века.

__________________________________________________ ______________


1. "СТАРОЖИЛЫ"

Кладбище открылось в 1804 году и довольно быстро стало успешным коммерческим предприятием: архитектор Николя Фрошо, бывший одновременно совладельцем кладбищенской земли, убедил городские власти перезахоронить сюда прах Мольера и Лафонтена, а затем Абеляра и Элоизы. Благодаря этому кладбище набрало популярность и превратилось в место упокоения выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, а также людей, внёсших вклад в историю Франции.

Абеляр и Элоиза

Пьер Абеляр (1079 - 1142) был признанным философом-богословом, который ясностью и красотой изложения превосходил других учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В это время в Париже жила Элоиза - 17-летняя племянница каноника Фульбера, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр влюбился в нее, Элоиза отвечала ему полной взаимностью. Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, где она родила сына, и где, не желая этого, втайне обвенчалась с Абеляром. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, искренне веря, что брак означает для Абеляра бесчестие и конец его карьеры философа; при этом она желела оставаться его сожительницей. Фульбер же из ненависти и мести приказал оскопить Абеляра, чтобы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась трагически: оба ушли в монастыри. Позже Элоиза стала настоятельницей монастыря Аржантей и аббатисой монастыря Параклет. Когда Абеляр умер, Элоиза перевезла его прах в свой монастырь, чтобы соединиться с ним после смерти. В 1814 году останки Абеляра и Элоизы перенесли на Пер-Лешез.






Переписка влюбленной монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из шедевров эпистолярного жанра (http://zhurnal.lib.ru/z/zaslawskij_w_a/abelard.shtml). Она переведена на многие языки мира и потрясает мощью и величием страстей. Из писем Элоизы в монашестве:

О, мой благородный, как мало пребывали мы в этом супружестве! Преступница, должна ли я была выйти за тебя замуж, чтобы навлечь на тебя несчастье?

Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может. Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?!

Из всех страдалиц я - самая жалкая. Из всех женщин я - несчастнейшая. Чем большим было мое счастье, когда ты любил меня больше всего на свете, тем горше мои страдания сейчас, после твоего падения и моего позора. Ибо чем выше скала, тем губительнее падение с нее.

Юность и любовь, пережитые мною, только разжигают во мне желание и тем самым приносят мучения плоти. У меня нет твоей силы духа, и потому превозмочь искушение мне нелегко. Люди зовут меня святой, но в сердце ко мне им не заглянуть, и потому они не знают о том, что святость моя лицемерна. Я кажусь им святой за целомудренную жизнь, однако истинное целомудрие кроется не в теле, а в душе человека.



Об Абеляре и Элоизе: http://nearyou.ru/mif/abeliar.html
__________________________________________________ _______________


Жан-Батист Поклен (Мольер), 1622-1673, драматург
Жан де Лафонтен, 1621-1695, поэт



Юридическая карьера привлекала Жан-Батиста его не больше ремесла его отца-обойщика, и он избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. Постоянный репертуарный голод бродячего театра стал причиной, по которой Мольер сам начал писать пьесы - в основном это были фарсовые комедии. Постепенно труппа Мольера добилась успеха и славы в провинции, и в 1658 году по приглашению брата короля она прибыла в Париж. Здесь Мольера ждал огромный успех и годы напряженной плодотворной работы над пьесами, которые до сих пор идут на мировых сценах.


Ш.-А.Куапель. Портрет Ж.Б.Мольера, 1730. Библиотека Комеди Франсез, Париж

...Уже будучи смертельно больным, Мольер написал одну из самых весёлых и жизнерадостных своих комедий - "Мнимый больной". 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми болезнями. Некоторые зрители заметили, как у него начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. Представление прервали, а через несколько часов после спектакля Мольер скончался. Его не успели соборовать, и Парижский архиепископ запретил хоронить Мольера по христианскому обряду. Только благодаря вмешательству Людовика XIV запрет был отменен, но великого драматурга похоронили ночью, без обрядов, в той части кладбища, где хоронили самоубийц.

В 1792 году революционеры перенесли прах Мольера в музей французских памятников, а в 1817 его перезахоронили на Пер-Лашез. Однако, как пишет Булгаков: "когда во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана-Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто место его погребения с точностью указать не мог. И хотя чьи-то останки и вырыли и заключили в мавзолей, никто не может сказать с уверенностью, что это останки Мольера"

Жан де Лафонтен был одним из близких друзей Мольера, поэтому вполне закономерно, что могилы их расположили на Пер-Лашез рядом, сейчас они даже находятся в одной ограде.


Н.Ларжильер. Портрет Жана де Лафонтена. Версаль

С детства Жан отличался непокорным нравом, его готовили к вступлению в духовный сан, но он выбрал литературную стезю. Приехав в 1657 в Париж и найдя покровителя в лице всесильного министра финансов Фуке, он получил пенсию, за которую обязался сочинять по стихотворению в месяц. Так появились многочисленные сонеты, баллады и мадригалы, воспевавшие мелочи светской жизни в свободном, непринужденном тоне, отличном от пышной манерности тогдашних поэтов. После падения Фуке Лафонтен попал в опалу был вынужден покинуть Париж, пока его не взяла под свое покровительство герцогиня Буйонская. Для нее Лафонтен начал писать скандальные стихотворные "сказочки", перелагая сюжеты Бокаччо, Апулея, Маргариты Наваррской, а так же басни, в которых он использова сюжеты Эзопа. Именно басни прославили имя Лафонтена, принесли ему заслуженную литературную славу, вдохновили многочисленных последователей-баснописцев, в том числе и нашего И.А.Крылова

О Мольере: http://www.molier.ru
О Лафонтене: http://jandelafonten.ru
__________________________________________________ _______________


Антуан-Огюст Пармантье (1737 - 1813)

Пармантье сделал для Франции такую же великую вещь, которую Петр I сделал для России: он научил французов есть картошку. В XVIII веке картофель во Франции выращивался исключительно на корм скоту, считалось что людям он вреден и даже вызывает проказу. Агроном Пармантье обнаружил, что картофель безвреден для здоровья и обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Благодаря его усилиям, Парижский медицинский факультет объявил в 1772 картофель съедобным.



Пармантье пришлось столкнуться со значительным сопротивлением своей деятельности, его даже изгнали из Дома инвалидов, где он работал фармацевтом. Тогда Пармантье занялся пропагандой картофеля среди французов, активно используя всевозможные рекламные трюки, впоследствии вошедшие в легенду. Он давал званые обеды, где угощение состояло в основном из блюд, приготовленных из картофеля, на которое приглашал знаменитостей, он подносил королевской чете букеты из цветов картофеля и т.п. Король Людовик XVI пожаловал Пармантье участок бедной земли на западе от Парижа, на которых тот занялся выращиванием любимого картофеля. Днём он специально выставлял вокруг грядок вооружённых охранников, привлекавших внимание и любопытство, а на ночь сторожа удалялись, позволяя людям спокойно "украсть" клубни.

Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год, когда именно употребление картошки в пищу помогло победить голод на севере Франции. В последние месяцы первой Парижской коммуны (1795) картофель активно выращивался в осаждённом Париже, даже в саду Тюильри, чтобы уменьшить голод. В том же году Пармантье был избран членом Академии Наук.



__________________________________________________ ______________


Теодор Жерико (1791 - 1824), живописец



Как художник, Жерико был первопроходцем - и в сюжете, и в композиции, и в реалистичности изображения он опережал свое время. Его творчество получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля, оно принесло Жерико славу талантливого и смелого новатора. Считается, что художник стал основателем романтизма в живописи.

На памятнике Жерико находятся бронзовые рельефные репродукции его картин. На фронтальной части расположена самая знаменитая картина художника - "Плот Медузы", написанная по следам трагического случая в Атлантике. Тогда в сорока милях от африканского берега потерпел крушение французский фрегат "Медуза". Капитан и офицеры бросили на произвол судьбы 140 человек, спасавшихся на плоту. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом "Аргус". Выжившие вынуждены были есть погибших для поддержания сил в организме. Говорят, трагедия "Медузы" была для современников таким же потрясением, как гибель "Титаника" век спустя.


Т.Жерико. Плот "Медузы", 1819. Лувр

Это полотно стало последним из законченных произведений Жерико. Художник погиб в расцвете сил и таланта, упав с лошади.

О Теодоре Жерико: http://biopeoples.ru/hudozhnik/1074-teodor-zheriko.html

__________________________________________________ ______________


Фредерик Шопен (1810 - 1849), композитор, пианист



У могилы Шопена всегда много цветов, и обязательно здесь стоят белые и красные розы. Сюда их приносят и французские почитатели композитора, и поляки, живущие или приезжающие в Париж, для которых Шопен является национальным героем.

Если можно говорить о поэзии в музыке, то таким поэтом несомненно был Шопен. Находясь за роялем, он отдавал исполнению всю свою душу, и также страстно вкладывал ее в создаваемые им музыкальные произведения. Шопен всегда страдал - и в своей любви к Жорж Санд, и в своем обожании родной Польши, которая в XIX веке фактически исчезла как государство, будучи разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. Эти любовь и боль выразились в темах героико-драматических композиций Шопена, и в народно-жанровых мотивах его полонезов и мазурок, и в прекрасных печальных ноктюрнах.


Лионелло Балестриери. Фредерик Шопен и Жорж Санд

Согласно завещанию, после смерти Шопена его сердце было перевезено в Варшаву, где оно теперь замуровано в колонне церкви Святого Креста.

Шопен и его музыка: http://classic.chubrik.ru/Chopin

__________________________________________________ ______________
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #2
Старое 15.02.2015, 22:32
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
2. "РУССКИЙ СЛЕД"

Поднимаясь по крутой кладбищенской дорожке, я вдруг увидел золотую маковку, словно парящую в небе. Оказалось, небесная голубизна отражается в огромных стеклах, которыми окружено надгробие.

Зинаида Долгорукова (ур.Шатилова), 1817-1883
Вера Лобанова-Ростовская (ур.Долгорукова), 1840-?



На мой взгляд, этот памятник матери и дочери в числе самых поэтичных на Пер-Лашез. Княгиня Долгорукова была одной из самых прекрасных женщин своего времени, ее называли "фиалкой Петербурга". Ее дочь Вера стала женой князя Я.Б.Лобанова-Ростовского и страстной собирательницей драгоценностей. В каком году умерла Вера - для меня остается загадкой. Все генеалогические сайты называют дату 1881 год, исторические документы (например http://www.pushkin-book.ru/id=535.html#3) свидетельствуют, что она была жива в 1913 году, сайт Пер-Лашез говорит что она скончалась в Париже в 1919-м, а в Каннах есть... ее могила с датой 1914. Буду благодарен, если кто-то сможет прояснить эти противоречия.



__________________________________________________ ______________


Еще одно русское захоронение - фамильный мавзолей Демидовых, являющийся одной из основных архитектурных доминант Пер-Лашез.

Елизавета Демидова (ур. Строганова), (1779 - 1818), баронесса
Анатолий Демидов, (1813 - 1870), ее сын


Вид из глубины кладбища (мавзолей находится в левой-верхней части снимка).

Баронесса Елизавета Демидова обожала Париж и провела здесь значительную часть жизни. Она предавалась всевозможным увеселениям и празднествам, была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Но еще больше она любила принимать гостей у себя, ей нравилось быть в центре внимания, окружать себя толпой поклонников. В салоне Демидовой собиралось многолюдное и очень разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы.


Р.Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой, ок. 1800-1805. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Со своим мужем - заводчиком и меценатом Николаем Никитичем Демидовым - Елизавета почти не общалась, тем не менее, Н.Н.Демидов поставил супруге прекрасный памятник в виде античного мавзолея. Первоначально он был расположен в другом месте, но в 1852 году, стараниями младшего сына Демидовых Анатолия, на крутом склоне холма был сооружен могучий постамент, на который и перенесли мавзолей. Анатолий рассчитывал после смерти быть погребенным рядом с матерью, поэтому постамент строился как родовая усыпальница: внутри него Анатолий повелел сделать склеп, где впоследствии его и похоронили.


Так выглядит мавзолей снизу, со стороны главного входа на Пер-Лашез.

Анатолий Демидов был крупным меценатом, щедро жертвовал на дома призрения и больницы, учредил премию за лучшее произведение на русском языке, покровительствовал учёным и художникам - так "Последний день Помпеи" был написан Брюлловым по заказу Демидова. Также он финансировал развитие горного дела в России, разведку запасов каменного угля в Донбассе, снарядил за свой счет большую экспедицию для изучения южной России и Крыма. Однако сам он большую часть жизни провел в Европе, а в Россию приезжал лишь изредка.


К.Брюллов. Портрет Анатолия Демидова, 1831. Галерея Питти, Флоренция

После переноса мавзолея Демидовой на новое место в Париже возникла легенда, что баронесса завещала указать место закопанного сундука с золотом тому, кто проведет ночь в склепе постамента (тогда склеп еще был пустым). Как ни странно, желающих получить эти деньги оказалось достаточно много. Однако каждый, кто пытался остаться ночью в склепе, рассказывал потом о призраке баронессы, который являлся ему и предсказывал будущее. Поскольку именно в этот период Проспер Мериме перевел на французский язык пушкинскую "Пиковую даму", то призрака стали называть этим именем. Продолжение леденящей душу истории о предсказаниях парижской Пиковой дамы можно прочесть здесь: http://www.oracle-today.ru/articles/24271/

__________________________________________________ _______________


Юлия Самойлова (ур. Пален) (1803 - 1875), графиня


Усыпальница Перри и Самойловой.

Юлию Самойлову обессмертил своими прекрасными полотнами Карл Брюллов. Любимая муза художника, она вдохновляла его на самые лучшие творения.


К.Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини, Русский музей, Санкт-Петербург

В знаменитом "Последнем дне Помпеи" Брюллов написал Юлию трижды: рядом с собой с кувшином на голове, лежащей на мостовой около ребёнка и в виде матери с дочерьми в левом углу.


К.Брюллов. Последний день Помпеи, 1833. Русский музей, Санкт-Петербург

Их любовь была велика, хотя они неоднократно расставались и имели разные увлечения. Но... женщина принадлежит не тому, кому отдает тело, а тому, кому дарит сердце и душу. В этом смысле не было более близких людей, чем Брюллов и Самойлова; для художника же Юлия всегда была не только музой, но и главной женщиной в жизни.

В 1845 году Юлия Павловна вышла замуж за молодого итальянского певца Пьера-Антонина Перри, однако семейное счастье ее было недолгим - через год Перри умер от чахотки. Тело его перевезли в Париж и похоронили в склепе на Пер-Лашез. Здесь же через 30 лет нашла свой покой и графиня Самойлова...


Интерьер склепа, где погребены Перри и Самойлова. На стеле выбита надпись "Пьеру Антонину Перри его вдова Жюли, урожденная графиня Пален"

На закате жизни Юлия Павловна обеднела, но даже в годы нужды и разорения она категорически отказалась продавать принадлежащие ей картины кисти Брюллова...


К.Брюллов. Всадница (портрет Джованины и Амалиции - приемных дочерей графини Самойловой), 1832. Третьяковкая галерея, Москва

О Самойловой и Брюллове: http://www.liveinternet.ru/users/han...post157140450/

__________________________________________________ ______________


Колумбарий

В колумбарии Пер-Лашез покоятся урны с прахом нескольких десятков тысяч человек. Это большое двухэтажное каре, в центре которого находится крематорий, облик которого явно отсылает к архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле. Только вместо минаретов у крематория трубы...




Я шел в колумбарий, чтобы посмотреть на ячейку под номером 6685, где похоронен Махно, но поднявшись на второй этаж галереи неожиданно увидел прислоненные к стене балетные тапочки и выбитое на черном мраморе имя Айседоры Дункан. Какой человек, и какая судьба...

Айседора Дункан (1877-1927).



Танцевальные номера Айседоры были похожи на ожившие сцены с греческой вазы: развевающийся красный шарф, легкий до неприличия греческий хитон, сквозь который угадывалась обнаженная кожа, босые ноги, летящие волосы, свободный стиль танца, гениальные импровизации, которые танцовщица создавала под любую музыку, которая играла в этот момент…


Айседора Дункан в танце

Говорят, Айседора сделала для раскрепощения женщин больше чем любой кутюрье и все феминистки. Она бывала везде: в Европе, Америке, России и всюду ее танец производил фурор. В 1921 она приехала в Москву "учить большевиков танцевать". Здесь она стала женой Сергея Есенина, и, хотя союз их не был счастливым, она искренне любила поэта и даже пыталась покончить с собой после его смерти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин, 1923

В 1925-м Айседору спасли, но рок оказался неумолим: в 1927-м она трагически погибла, когда конец ее длинного красного шарфа застрял во время езды в задней оси открытого автомобиля. Крепкая ткань намоталась на колесо и сдавив горло разорвала сонную артерию. Смерть Айседоры наступила мгновенно.

__________________________________________________ ______________


В ячейке колумбария №6685 покоится прах одной из самых противоречивых фигур нашей истории - батьки Махно.

Нестор Махно (1888 - 1934)



В советское время Махно называли бандитом, ему часто приписывали гротескно-отрицательные черты. Но он не был ни разбойником, ни клоуном, ни антисемитом. Как убежденный анархист Махно всегда боролся за свою локальную "народную" правду, противостоя всякой власти, которую он считал поработительной для крестьян. В 1917м он раздавал землю, в 18м воевал против немецких и гетманских войск, бил петлюровцев. В 19м вместе с Красной армией сражался против Деникина, но затем порвал с красными и перешел к партизанской войне "против всех". В 20м он снова был в союзе с красными, но после победы над Врангелем Красная армия повернулась против махновцев и в конце концов разбила их...


Нестор Махно, 1921

В 1921 году тяжело раненый Махно с остатками своих людей переходит в Румынию, где его заключают в лагерь. Через год он бежит оттуда и оказывается в Польше. Там его пытаются уговорить с одной стороны украинские националисты, с другой - польские коммунисты, но он отказывает и тем и другим, после чего оказывается в тюрьме, а затем на поселении. С помощью эмигрантов-анархистов Махно получает разрешение на выезд в Германию, но там его захватывают агенты Коминтерна и везут в Берлин для передачи в Советское посольство. По дороге Махно выбрасывается из машины и сдается немецкой полиции, после чего ему помогают перебраться в Париж. Там Махно продолжает политическую деятельность, его даже зовут возглавить революцию в Испании, но он уже физически не в силах это осуществить из-за старых ран и обострившейся болезни. В 1934 году Нестор Махно умер от туберкулеза, а прах его был захоронен на Пер-Лашез.

__________________________________________________ ______________

Продолжение следует
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #3
Старое 15.02.2015, 22:47
Мэтр
 
Аватара для rufina
 
Дата рег-ции: 14.10.2003
Откуда: Париж
Сообщения: 3.450
Отправить сообщение для  rufina с помощью ICQ Отправить сообщение для rufina с помощью MSN
Николай-СПб, какой классный пост!!! Спасибо!
rufina вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #4
Старое 15.02.2015, 22:50
Мэтр
 
Аватара для Marine Saf
 
Дата рег-ции: 24.06.2007
Откуда: Le Mans
Сообщения: 12.293
Николай-СПб, как раз собираемся еще раз посетить Пер-Лашез. Ваша тема очень вовремя. Спасибо !
Marine Saf вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #5
Старое 15.02.2015, 23:45
Мэтр
 
Аватара для Elenaronron
 
Дата рег-ции: 12.05.2010
Откуда: Penza-Paris
Сообщения: 586
Николай-СПб, спасибо! Жду продолжения темы (и возможно открытия новой - про кладбище Монмартра)
__________________
For me formidable !
Elenaronron вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #6
Старое 16.02.2015, 10:52
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
rufina, спасибо! А Вы по Пер-Лашез экскурсии водите?
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #7
Старое 16.02.2015, 10:54
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Marine Saf, рад что "в тему" Еще несколько частей будет

Elenaronron, сначала надо с Пер-Лашез закончить. Непросто идет, наскоком тут не возьмешь...
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #8
Старое 16.02.2015, 12:24
Мэтр
 
Аватара для rufina
 
Дата рег-ции: 14.10.2003
Откуда: Париж
Сообщения: 3.450
Отправить сообщение для  rufina с помощью ICQ Отправить сообщение для rufina с помощью MSN
Николай-СПб, да, Пер Лашез - просто непочатый край :-) Надеюсь, благодаря твоим находкам узнать много нового.

Кстати, в Лувре и в музее Жакмар-Андре есть портрет бабушки или прабабушки Юлии Самойловой - одной из Скавронских кисти Виже Ле Брен.





Виже ле Брен, знаменитая художница, одного возраста с Марией Антуанетой, написала несколько портретов королевы. После революции на какое-то время приехала в Россию.

Правда, портрет Скавронской написала еще в Неаполе. Удивительно, как иногда не только деньги передаются по наследству, но и необыкновенная красота... :-)
rufina вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #9
Старое 16.02.2015, 12:29
Мэтр
 
Аватара для sweety
 
Дата рег-ции: 21.03.2006
Откуда: Франция
Сообщения: 2.443
Николай-СПб, спасибо, что напомнили о несколько мною подзабытом. Замечательная тема!
sweety вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #10
Старое 17.02.2015, 11:11
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
rufina, спасибо!
Если в ближайшие выходные поведе туда экскурсию, я бы с удовольствием присоединился
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #11
Старое 17.02.2015, 11:12
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
sweety, спасибо! Тема интересная, но совершенно необъятная!
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #12
Старое 17.02.2015, 11:14
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
3. СКОРБЯЩИЕ

На кладбище есть немало скульптур, которые объединяет тема скорби. О многих из тех, “по ком звонит колокол” не осталось практически никаких сведений, кроме их имен, но эти захоронения стали известны благодаря прекрасным надгробным статуям.

__________________________________________________ ______________


Cемья Гамишон, автор надгробия скульптор Марсель Груйе





Cемья Гонзалес





Cемья Россолен





"Призрачная" скульптура неизвестного автора на надгробии Х. Рейфенберг



__________________________________________________ ______________


Луи-Себастьян Гурло (1778 - 1815?)



О самом Гурло сведений не сохранилось, тем не менее, его надгробие в числе самых знаменитых: во-первых оно раскрашено, что большая редкость, во-вторых на нем стоит одна из самых старых статуй кладбища - “Аллегория боли”, моделью для которая послужила вдова усопшего (скульптор неизвестен).

__________________________________________________ ______________


Фернан Арбело (1880 - 1942), архитектор



Посмертным желанием Фернана было всегда видеть лицо любимой жены. Эту его волю и воплотил в надгробии скульптор Адольф Вансарт. По некоторым данным жена Фернана покоится в этой же могиле, но достоверных сведений на этот счет я не нашел.

__________________________________________________ ______________


Патина времени иногда придает мрамору необыкновенные черты, словно вновь вдыхая в него жизнь...

Бюст на надгробии семьи Мартело





Элиза Ходжсон, графиня Бошесне (1818 - 1883)





Семья Радусек



Какое удивительное выражение лица у этой девушки. Кажется, она вовсе не горюет, а тихо вспоминает что-то нежное и хорошее. Одна из моих любимых скульптур на Пер-Лашез.



Маргарит Покарди, (1907 - 1920)



Как будто эта двенадцатилетняя девочка только что присела отдохнуть...
Прекрасна не только сама статуя, но и архитектурное решение памятника.



__________________________________________________ ______________
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #13
Старое 17.02.2015, 11:18
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
4. СКУЛЬПТОРЫ И СКУЛЬПТУРЫ

На могилах Пер-Лашез можно увидеть работы многих известных французских мастеров. Кто-то из них делал посмертные памятники для своих друзей, кто-то работал по заказу, некоторые погребены под собственными творениями.

__________________________________________________ ______________________


Огюстан-Жан Моро-Вотье (1831-1893), скульптор



Моро-Вотье начинал как резчик по слоновой кости, но потом решил стать скульптором. Он поступил в Парижскую школу изящных искусств, где через 30 лет стал профессором. Основной специализацией Моро-Вотье были аллегорические и мифологические фигуры. Статуя скульптора "Скорбь" стала его надгробным памятником...


О.-Ж.Моро-Вотье, “Вакханка”. Музей Орсэ

__________________________________________________ ______________


Андре Жиль (1840 - 1885), художник-карикатурист



Бюст работы Лоры Кутан, в петлицу которого неизменно вставлен алый цветок, на мой взгляд, прекрасно передает образ этого насмешника, бонвивана и певца богемы.

__________________________________________________ ______________


Анри Аллюар (1844 - 1929), скульптор



На могиле Аллюара стоит "Молящаяся девушка" - статуя его работы. Постоянный участник парижских Салонов, Аллюар выставлял мраморные и бронзовые сюжетные скульптуры, портретные бюсты, он также создал много миниатюр, в частности в стиле ар-деко.


Анри Аллюар, Удильщица. Музей Орсэ

__________________________________________________ ______________


Фердинан Барбедьен (1810 - 1892), предприниматель



Барбедьен прославился тем, изобрел способ создания в бронзе точных уменьшенных копий статуй - как мраморных, так и бронзовых. У него заказывали отливки своих работ многие мастера, в том числе Роден. Над надгробным памятником Барбедьена работали два скульптора, одним которых был Альфред Буше (Alfred Boucher), известный как автор изящных женских фигур. Для памятника Барбедьена он создал три статуи: "Работа", "Вдохновение" и "Скорбь". Последняя - еще одна из из моих любимых скульптур на Пер-Лашез. Этот образ сложно назвать скорбящим и французы называют статую "La petite Boucher", видимо с намеком на ее аппетитные формы, которые даже приобрели блеск от многочисленных прикосновений.


Альфред Буше. "La petite Boucher"


Другая скульптура Альфреда Буше установлена на могиле Т.Келлера:

Теодор Келлер (1845 - 1898), врач



__________________________________________________ ______________


Жан Карриэс (1855 - 1894), скульптор



Надгробье Карриэса необычно тем, что автором памятника на нем является он сам. Автопортрет в скульптуре вообще явление нечастое, а уж надгробный автопортрет тем более. Скульптор держит в руках одну из своих миниатюр - “Джентльмен Людовик XIII”, а рядом лежит маска его матери, умершей, когда Жану было шесть лет. Сирота-самоучка, Карриэс пришел в Париж из далекого Лиона, работал на стройке и все время лепил - создавая и миниатюры, и портреты, и маски, и фигуры фантастических животных.


Жан Карриэс. Ушастая лягушка (Малый дворец, Париж), Русский нищий (Музей изящных искусств, Лион)

Скульптор творил неистово, полностью погружаясь в процесс и забывая обо всем, в том числе о своем здоровье. Последние четыре года он посвятил своему главному произведению - Вратам Парсифаля, но не сумел его завершить, умерев от скоротечной чахотки.


Жан Карриэс за работой над Вратами Парсифаля

О Карриэсе (на английском): http://www.thearttribune.com/Jean-Carries.html

__________________________________________________ ______________


Гийом Дюбуф (1853 - 1909), художник



Гийом происходил из семьи живописцев и скульпторов, поэтому неудивительно, что он также стал художником. Он много работал как монументалист, расписывал Комеди-Франсез и мэрию Парижа, прекрасно удавалась ему и обнаженная женская натура. Возможно поэтому барельеф на его надгробии, созданный его другом скульптором А.Бартоломе, сюжетно перекликается с его работами.


Г.Дюбуф. Диана, выходящая из ванны

Художник погиб в 1909 году , утонув в море недалеко от Буэнос-Айреса...

__________________________________________________ ______________


Памятник "Умершим", автор Альбер Бартоломе



Этот памятник посвящен всем отправляющимся в мир иной, он замыкает центральную аллею Пер-Лашез. На открытие монумента в день Всех Святых 1899 года собралось почти сто тысяч человек. Верхняя часть памятника символизирует переход от жизни к смерти. По сторонам пары, которая преодолевает дверь вечной ночи, расположены две группы по семь фигур, отражающие страх и протест живого существа против своего разрушения.







На нижнем ярусе находится умершая пара и их ребенок над которым простирает руки Дух света.



Монумент выполняет также функции оссуария: внутрь складывают кости из заброшенных могил, за которые перестали вносить плату.

__________________________________________________ ______________


Альбер Бартоломе (1848 - 1928), скульптор



Памятник "Умершим" стал главным произведением скульптора. Бартоломе начинал как художник, но после смерти своей молодой жены он, вдохновляемый Дега, решил создать ей надгробный памятник, который стал его первой работой в жанре фунеральной скульптуры.


А.Бартоломе. Надгробие Проспери Бартоломе (ур. Флери), Крепи-ан-Валуа

Эта работа определила дальнейший творческий путь Бартоломе: он стал скульптором, а тема смерти с тех пор постоянно присутствовала в его произведениях. Бартоломе создал несколько памятников умершим в разных городах, значительное число надгробий (одно я уже показывал выше). Похоронен скульптор на Пер-Лашез, у подножья монумента "Умершим", который стал ему лучшим памятником

__________________________________________________ ______________

Продолжение следует
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #14
Старое 17.02.2015, 11:38
Мэтр
 
Аватара для Rucya
 
Дата рег-ции: 13.07.2004
Сообщения: 13.637
Николай-Спб, спасибо Вам за новую тему. Как всегда узнаешь много нового и интересного.
И как всегда серия прекрасных фотографий.
__________________
Великая сила искусства в том и заключается, что оно делает добрым наше сердце и умным наш ум. Д.Б.Кабалевский.
Искусство- это вызывающий привыкание наркотик
Rucya вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #15
Старое 17.02.2015, 12:21
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Rucya, благодарю! Когда сам много нового узнаешь, то хочется поделиться
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #16
Старое 17.02.2015, 14:58
Мэтр
 
Аватара для Pola
 
Дата рег-ции: 01.06.2003
Откуда: France 68
Сообщения: 5.561
Николай-СПб, спасибо за такую интересную тему! Делитесь обязательно!)))
__________________
photos
Pola вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #17
Старое 17.02.2015, 16:44
Кандидат в мэтры
 
Аватара для Melena
 
Дата рег-ции: 20.09.2006
Откуда: Москва
Сообщения: 232
Николай, спасибо огромное! Интереснейшая тема. Прекрасные фотографии. Отдельное спасибо за ссылки на историю
Melena вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #18
Старое 17.02.2015, 18:26
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Pola, стараюсь... и буду продолжать )


Melena, благодарю!
Встречаются такие интересные рассказы - просто грех ссылку не дать
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #19
Старое 17.02.2015, 19:24
Мэтр
 
Дата рег-ции: 30.04.2005
Сообщения: 26.775
Отличные фото и интересный рассказ, как всегда.
Скульптуры там выразительные, и русских имён много.

Когда мы там были, меня неприятно поразил один экскурсовод. Он веселил свою экскурсию, как на ярмарке. Понятно, что культуры разные, но не настолько же.
Всё-таки это особое место, где не хочется ни смеяться, ни веселиться.
Духи известных людей и простых... История веков.
Small_birdie вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #20
Старое 17.02.2015, 20:01
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Small_birdie, спасибо!

А то, о чем Вы пишете, для французов в порядке вещей - их отношение к смерти иное чем у нас. Одна из главок у меня будет как раз про это. Рабочее название "о смерти без грусти" )
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #21
Старое 18.02.2015, 12:02
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
5. КУМИРЫ И ИДОЛЫ

Есть на Пер-Лашез места, которые вполне можно назвать культовыми. Некоторые могилы привлекают большое число посетителей, желающих вспомнить своих кумиров, отдать им дань памяти и уважения. Другие захоронения вдруг становятся “модными”, обрастают легендами, около них стремятся исполнить некие ритуалы, иногда далеко не очевидные...

__________________________________________________ ______________


Виктор Нуар (1848 - 1870), журналист



Гибель журналиста Виктора Нуара наделала в свое время много шума. Утверждают даже, что она способствовала свержению династии Бонапартов. Виктор (настоящее имя Иван Салмон) родился в семье еврейского сапожника, принявшего католичество. Он работал в газете “Марсельеза” и был застрелен в Париже принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником императора Наполеона III, что вызвало народное возмущение и серьезное общественное недовольство правящей династией.



Говорят, Нуар был не только талантливым журналистом, но и любимцем женщин, непревзойдённым любовником; погиб же он всего за неделю до собственной свадьбы. Возможно поэтому скульптор Жюль Далу придал надгробной статуе Нуара некую специфическую особенность, а именно, оттопыренные в интимном месте брюки. С тех пор могила журналиста стала настоящим местом паломничества француженок, принеся памятнику большую известность, чем самому журналисту. Считается, что если поцеловать статую в губы, оставить цветы в цилиндре и потереть выпуклость в районе ширинки, то это поможет найти мужа, придаст разнообразие сексуальной жизни и улучшит рождаемость. Нетрудно видеть что в соответствующих местах бронза отполирована до блеска...

Чтобы сделать фотографию надгробия, мне пришлось прождать минут десять, пока подошедшие до меня к могиле женщины досконально не исполнили предписанные действия и не запечатлели друг-друга за этим занятием.

__________________________________________________ ______________


Оскар Уайльд (1854 - 1900), писатель




Уайльд был одним из знаменитых людей своего времени. Лондонский денди, эстет, философ, писатель, драматург, поэт, публицист, он был позднее осуждён за гомосексуализм и отвергнут английским обществом. После двух лет тюрьмы и исправительных работ, Уайльд уехал во Францию, где жил в забвении под другим именем и умер в бедности. Наибольшую известность ему принесли пьесы, полные крылатых фраз и афоризмов, а также роман “Портрет Дориана Грея”.



Через 10 лет после смерти, Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На его могиле был установлен памятник работы Д.Эпстайна, заказанный американской актрисой Хелен Кэрью. Некоторые называют эту фигуру летящим сфинксом, но на самом деле она навеяна образами крылатых ассирийских быков. Памятник стал местом поклонения почитателей писателя, а впоследствии и гомосексуалистов. В конце 1980-х поклонницы Уайльда завели необычную традицию целовать надгробие ярко накрашенными губами. Возникло поверье, что каждый поцеловавший каменного человеко-льва, не потеряет свою любовь до самой смерти. К могиле Оскара Уайльда стали приезжать специально за поцелуем, в результате за несколько лет памятник покрылся целым слоем губной помады. Его неоднократно, но безуспешно чистили, а пару лет назад обнесли стеклянной оградой, чтобы предотвратить разрушение камня от жирных следов. Но как видно на верхнем фото, следы ритуальных поцелуев умудряются оставлять на камне и сейчас.

Так выглядело надгробие Уайльда, когда стеклянной ограды вокруг него еще не было.



Об Оскаре Уайльде: http://www.litra.ru/biography/get/bi...81238856643550

__________________________________________________ ______________


Джим Моррисон (1943 - 1971), певец



«В “эпоху цветов” - время подъема движения хиппи, когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их “черными исповедниками Великого Общества”, а лидера группы, раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры. Альбомы Doors были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.»



Алкоголь и наркотики оборвали жизнь певца, когда ему было неполных 28 лет. Поскольку Моррисон умер в Париже, похоронили его на Пер-Лашез. Эпитафией на надгробии стала фраза “Kata ton daimona eatoy” -- “Он был верен своим демонам”.

Могила певца сразу стала местом паломничества его фанатов. Они устраивали здесь “поминки”, приносили послания, исписывали соседние надгробия цитатами из песен Doors и признаниями в любви к Джиму. В конце концов администрация кладбища огородила могилу, а окрестности стали периодически обходить служители. Говорят, рядом даже поставили скрытые видеокамеры. Но если люди хотят что-то выразить, они найдут как это сделать. Теперь один из ритуалов, совершаемых у могилы Моррисона - это прикрепить жевательную резинку к растущему рядом дереву...



О Джиме Моррисоне: http://jimmorrison.ru/

__________________________________________________ ______________


Аллан Кардек (1804 - 1869), исследователь спиритизма



Еще одно культовое место Пер-Лашез - это могила Ипполита Денизар-Ривайля, известного под псевдонимом Аллан Кардек. Пытливый ученый, Ривайль стремился выяснить, что вызывает физические эффекты, обычно приписываемые действию духов. Он начал проводить собственные исследования, составив список вопросов и задавая их “духам” через приглашенных медиумов. Псевдоним “Аллан Кардек” возник когда “духи” сообщили исследователю, что таким было его имя в одной из предыдущих жизней, когда он был галльским друидом. По этой же причине надгробие Кардека напоминает по форме кельтский дольмен.



Кардек написал несколько книг по результатам своих исследований и размышлений, которые стали фундаментальными трудами по оккультизму и своего рода “библией” спиритов. Французские спиритулисты и сейчас собираются на могиле Кардека, но приходят сюда также и обычные люди, поскольку возникло поверье, что тут можно “зарядить” различные предметы, прикладывая их к камню надгробия или к бронзовому бюсту. Приезжают на это место и гости из далекой Бразилии, в спиритических общинах которой Кардек почитается как мессия.

__________________________________________________ ______________


Амедео Модильяни (1884 - 1920), художник
Жанна Эбютерн (1898 - 1920), его муза



Принц Монпарнасса, герцог Ротонды, граф Улья... Кто знал, что за наброски этого полу-нищего гордеца с алым шарфом на шее будут когда-нибудь платить миллионы?



Модильяни прославился прежде всего своими необыкновенными портретами, которые можно назвать и поэтичными, и музыкальными - так прекрасны и гармоничны их линии. В разные года музами художника были Анна Ахматова и Беатрис Гастингс. Но главной и последней любовью и музой Амедео стала художница Жанна Эбютерн, скромная, тихая и молчаливая девушка с прекрасным взглядом и медными волосами.



Жанна глубоко любила художника, родила ему дочь и ждала второго ребенка. Модильяни собирался на ней жениться, но успел - он умер от застарелого туберкулеза. Говорят, Жанна не плакала, она словно окаменела и все время молчала. А через два дня после смерти Амедео она выбросилась из окна своей спальни в родительском доме...

Жанну похоронили на маленьком кладбище за городом, и лишь десять лет спустя семья Эбютерн дала разрешение перенести ее прах в могилу Модильяни. Так они вновь соединились, теперь под общей плитой. На ней высечена надпись на итальянском:
“Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы”
“Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним”

У могилы Модильяни не совершают никаких ритуалов. Здесь просто оставляют скромные знаки внимания: кто-то кладет камушек, кто-то записку на билетике метро, кто-то безыскусную самоделку.



О Модильяни: http://www.a-modigliani.ru/library/v...odilyani1.html
О Жанне Эбютерн: http://modernartconsulting.ru/2013/03/jeanne-hebuterne

__________________________________________________ ______________
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #22
Старое 18.02.2015, 13:04     Последний раз редактировалось Николай-СПб; 18.02.2015 в 22:40..
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
6. ГОРДОСТЬ ФРАНЦИИ

Наверное не про одну сотню похороненных на Пер-Лашез можно сказать, что они являются гордостью Франции. В этой маленькой главке рассказ лишь о пятерых из них...

__________________________________________________ ______________


Жорж Бизе (1838-1875), композитор



Жизнь не баловала Бизе успехами: его произведения как правило не оценивались современниками, в лучшем случае они исполнялись несколько раз, а затем снимались с репертуара. Постоянная нехватка средств заставляла Бизе зарабатывать переписыванием чужих партитур, переложением опер для фортепиано. “Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги...” - писал Бизе.


Жорж Бизе, 1874(?)

Но музыкальный театр постоянно манил композитора. В 1874-1875 годах он работал над новой оперой. Прототипом главной героини - Кармен - должна была стать неистовая Могадор - певица, графиня, писательница, куртизанка, которую Бизе страстно любил, но потом вынужден был оставить из-за ее трудного характера и хронической нехватки средств. Музыка оперы, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера “Кармен”. Зал Парижской оперы был полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. Закончился первый акт: холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной, а музыку никто не оценил. Бизе был буквально раздавлен, от отчаяния он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Ровно через 3 месяца после провальной премьеры Жорж Бизе умер, так и не узнав, что создал самую знаменитую оперу всех времен...

Всего через четыре месяца после смерти композитора “Кармен” имела феерический успех в Венской опере. А через год после злополучной первой постановки оперу с триумфом поставили почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Чайковский писал: «Я убежден: лет через десять “Кармен” станет самой популярной оперой в мире». Так и произошло.


Одна из афиш “Кармен” (автор Рафал Ольбинский)

О Жорже Бизе: http://vmiremusiki.ru/zhorzh-bize.html

__________________________________________________ ______________


Эдит Пиаф (1915 - 1963), певица

Эдит родилась в бедной семье и к шести годам почти ослепла от лишений и болезней. Зрение неожиданно вернулось к ней после паломничества в Лизье к могиле Св.Терезы. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом; Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их “глазами прозревшего слепца”. С девяти лет девочка зарабатывала уличным пением. В рваных туфлях она пела на улице: “Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей”. Когда Эдит исполнилось двадцать, её заметил Луи Лепле, владелец кабаре на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её петь с аккомпаниатором, выбирать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Лепле нашёл для Эдит сценическое имя - Пиаф (“воробушек”).




Первые же выступления Эдит на сцене увенчались большим успехом... Но после неожиданной смерти Лепле, для Эдит вновь настали трудные времена. В этот момент большую роль в ее судьбе сыграл поэт Раймон Ассо. Он поддержал молодую певицу, взял на себя развитие ее карьеры, написал для неё несколько песен. Раймонд выступал как её наставник, учил Эдит культуре и этикету. Вместе с Маргарит Монно, которая стала постоянным композитором Эдит Пиаф, он создал для Пиаф персональный репертуар, отражающий её уникальный голос и опыт. Прошли первые триумфальные концерты. Эдит стала возлюбленной и музой Раймона, а для тысяч французов - настоящим кумиром. Судьба окончательно связала ее с песней...



Последующая жизнь Эдит Пиаф была и трудной, и во многом трагической. Она любила, но ее избранник Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе. Ни с одним из других своих возлюбленных она не смогла создать нормальной семьи. Только музыка, сцена, и грандиозный успех оставались неизменными. В 46 лет у Эдит обнаружили рак, а в 48 она скончалась. Во время похорон певицу провожали больше 40 тысяч человек. Эдит Пиаф практически вернулась домой: от дома №72 по улице Бельвиль, где она родилась, до ее могилы на Пер-Лашез всего несколько минут ходьбы...




В одной могиле с Эдит похоронен Теофанис Ламбукас, ее последний муж. Она познакомилась с Тео за год до кончины, уже будучи смертельно больной и... полюбила. Мало кто верил сначала, что возможна искренняя любовь 26-летнего парня к больной женщине “за 45”. Однако же это случилось: Тео любил Эдит, уже почти инвалидку, изможденную алкоголем, наркотиками, утратами. Как горько шутили “он был вдвое выше, вдвое младше и любил ее вдвое больше, чем она его”. Их брак был счастлив, но совсем недолог: Эдит умерла на руках Тео в первую годовщину их свадьбы, а через несколько лет погиб в автокатастрофе и ее молодой избранник.



__________________________________________________ ______________


Сара Бернар (1844 - 1923), актриса



Сара Беранр вошла в историю театра и мировой культуры как самая великая актриса XIX века. Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар была основана прежде всего на виртуозной внешней технике - на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи. Ее искусство было великолепным воплощением эстетических принципов “школы представления”. Талант актрисы, ее острая наблюдательность и блестящая техника позволяли ей убедительно играть и даже трогать публику в ролях, не требующих трагедийной масштабности мыслей и страстей.




Не всем нравилась ее манера игры - например, Чехов и Шоу были ее противниками, считая, что “ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок”. Тем не менее публика ее боготворила, а весь высший свет обожал ее. Сара обладала магическим воздействием на мужчин. У нее были “особые отношения” с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником Наполеона Бонапарта, её осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.


Жорж Кларен. Портрет Сары Бернар, 1876. Малый дворец, Париж

Благодаря своему непомерному честолюбию, огромной силе воли и небывалой энергетике, Сара Бернар добилась на сцене всего о чем только можно мечтать. В 53 года она сыграла Гамлета. Когда актрисе исполнилось 65, она играла 20-летнего юношу. Даже когда в 1914 году ей ампутировали ногу, она продолжала играть с протезом. В Париже на площади Шатле находится театр, который она создала и который сейчас носит ее имя.

О Саре Бернар: http://the100.ru/actors/bernard-sara.html

__________________________________________________ ______________


Доминик Энгр (1780 - 1867), художник



У этой могилы я не мог не остановиться. Помню, когда я еще был школьником, экскурсовод в Эрмитаже назвала Энгра лучшим рисовальщиком среди художников. Только спустя много лет я понял, насколько это верно: линия Энгра - это нечто неповторимое, кажется всё в его картинах и портретах подчинено ей: и композиция, и форма, и даже сюжет - всё строится на точнейшем и виртуозном рисунке.


Д.Энгр. Большая одалиска, 1814, Лувр


Д.Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль, 1845, галерея Фрика, Нью-Йорк

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем своего учителя Жака-Луи Давида. Поборники неоклассицизма даже считали его своим вождём. Однако в своих мифологических, исторических и портретных композициях Энгр отступал от классицизма, внося свое живое наблюдение натуры, расширяя тематику, показывая собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX- XX столетий, его живопись привлекала к себе пристальный интерес и импрессионистов, и постимпрессионистов, оказавшись своеобразным мостом из XIX-го века в XX-й.

Об Энгре и его картинах: http://www.centre.smr.ru/win/artists...biogr_engr.htm

__________________________________________________ ______________


Жильбер Беко (1927 - 2001), певец, композитор



Визитной карточкой и талисманом Жильбера Беко был галстук в горошек. Когда-то хозяин пиано-бара, где искал работу молодой Беко, отказал ему, поскольку на нём не было галстука. Тогда мать певца, бывшая рядом, без колебаний отрезала низ своего синего платья в белый горошек и повязала эту ленту на шею сыну. Вернувшись в таком виде к патрону бара, Беко смог добиться прослушивания и был принят на работу. С тех пор он выступал на сцене только в галстуках в горошек.




Энергия Беко была неисчерпаема, он оставил после себя образ человека, всё время находящегося в движении. Его стали называть Месье-сто-тысяч-вольт, когда впервые поднявшись на сцену знаменитой “Олимпии” в 1955 году, он так завел публику, что она даже разломала часть зала - невиданный случай для тех лет. А всего за свою жизнь Беко выступил на сцене “Олимпии” 33 раза, и это рекорд, который никто пока не смог повторить.

Моя любимая песня Жильбера Беко – это, конечно же, “Натали”. Жаль что здесь нельзя вставить видео, но вот ссылка на него:
https://www.youtube.com/watch?v=6Y-b...layer_embedded

...Иногда одна песня делает больше, чем сотня дипломатов. В 60х годах “Натали” пела вся Франция, а этим именем называли девочек; когда Жильбер приехал в СССР в 1965-м, ему жала руку железная Фурцева, а в Москве - пусть и лишь 30 лет спустя - появилось кафе “Пушкин”, о котором когда-то спел Беко.

О Жильбере Беко: http://www.muz-tracker.net/persons.php?id=14275

__________________________________________________ ______________

Продолжение следует
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #23
Старое 18.02.2015, 13:17
Мэтр
 
Аватара для sweety
 
Дата рег-ции: 21.03.2006
Откуда: Франция
Сообщения: 2.443
Николай-СПб, на работу бежать надо, а я оторваться не могу от темы...
sweety вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #24
Старое 18.02.2015, 16:01
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
sweety, тема точно не убежит, заходите
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #25
Старое 18.02.2015, 20:59
Мэтр
 
Аватара для Vishivanka
 
Дата рег-ции: 14.06.2006
Откуда: Ukraine - Picardie, France
Сообщения: 4.562
Отправить сообщение для  Vishivanka с помощью ICQ
Николай-СПб, безумно интересно! Спасибо огромное за тему! Буду ждать продолжения!
Vishivanka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #26
Старое 18.02.2015, 22:37
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Vishivanka, готовлю, скоро будет )
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #27
Старое 18.02.2015, 22:52
Мэтр
 
Аватара для Pola
 
Дата рег-ции: 01.06.2003
Откуда: France 68
Сообщения: 5.561
Николай-СПб, спасибо за такое интересное продолжение!

Посмотреть сообщениеНиколай-СПб пишет:
У могилы Модильяни не совершают никаких ритуалов. Здесь просто оставляют скромные знаки внимания: кто-то кладет камушек, кто-то записку на билетике метро, кто-то безыскусную самоделку.
Вот интересно, зачем эти записочки и билетики. Цветы -это еще можно понять, а вот билетики...
На других могилах такого не видно.
__________________
photos
Pola вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #28
Старое 19.02.2015, 00:30
Мэтр
 
Аватара для elizabeth7771
 
Дата рег-ции: 20.08.2007
Откуда: St-Petersbourg - Alsace(68)
Сообщения: 1.431
Николай-СПб, спасибо! Интересно и очень познавательно!
elizabeth7771 вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #29
Старое 19.02.2015, 11:32
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
Pola, наверное бумаги с собой нет, вот на билетах и пишут. Где-то еще я их видел в большом количестве, у Пруста кажется.
А вот что пишут - тут я не знаю...


elizabeth7771, благодарю Вас!
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #30
Старое 19.02.2015, 13:02     Последний раз редактировалось Николай-СПб; 19.02.2015 в 18:09..
Мастер
 
Аватара для Николай-СПб
 
Дата рег-ции: 29.04.2005
Откуда: Питер - Париж
Сообщения: 3.056
7. С ФРАНЦУЗКИМ АКЦЕНТОМ

Отношение французов к смерти достаточно специфично: понимая и принимая всю ее трагичность, они, тем не менее, умеют почувствовать в этом неизбежном событии и определенную красоту, и иронию судьбы, и даже какие-то положительные черты, не стесняются говорить на эту щекотливую для многих тему. Возможно поэтому на Пер-Лашез достаточно много могил, вызывающих не только горестные вздохи, но иногда и удивление, бывает даже - восхищение, а случается - и улыбку.

__________________________________________________ ______________


Мирей Альбрехт (1924 - 2007)



Как пишет дочь Мирей, этот необычный надгробный памятник в виде балансирующего стула был создан Энтони Расселом, другом ее матери. На сиденьи стула изображен символ Ауровиля - международного “города рассвета”, основанного последователями Шри Ауробиндо в Индии. Мирей неоднократно ездила туда, восприняла философию Ауробиндо, но всегда возвращалась во Францию. Видимо поэтому стул так и не нашел устойчивого состояния...

__________________________________________________ ______________


Арман Фернандес (1928 - 2005), художник и скульптор




Пассажирам поездов парижского вокзала Сент-Лазар не миновать необычных скульптур Армана: у одного входа в здание стоит колонна из нескольких десятков нагроможденных друг на друга часов, а у другого - такая же колонна из дорожных сумок и чемоданов. “Количество собранных вместе объектов меняет их качество и облик” утверждал скульптор, называвший свои произведения аккумуляциями.


Арман. Вечная камера хранения (слева) и Время для всех (справа)


Арман всегда работал со множеством предметов. Он строил свои аккумуляции из гор музыкальных инструментов и машин, ключей и лампочек, противогазов и столовых приборов. Он был страстным коллекционером и собирал такие разные вещи как китайский фарфор, пистолеты, радиоприемники, часы, настольные лампы, работы сюрреалистов, африканскую скульптуру, старинное японское военное снаряжение. Казалось, что и самого Армана было много: он увлекался шахматами и буддизмом, математикой и археологией, астрологией и восточными единоборствами... Арман имел два гражданства, французское и американское, и даже в личной бурной жизни он не ограничился моногамией - у него было две семьи и шестеро детей.. Вот почему мне кажется необыкновенно точной и меткой короткая авто-эпитафия на намогильной табличке с подписью Армана: “Наконец-то один!”

Подробнее об Армане: http://art.1september.ru/article.php?ID=200801008

__________________________________________________ ______________


Жорж Гюэ (1886 - 1936), архитектор



Прекрасное надгробие в стиле ар-нуво было создано Гюэ для членов своей семьи; здесь же погребли и его самого. Часовню венчает цветник на крыше. Когда я его увидел, мне сразу вспомнилась крыша Ла Педреры - знаменитого дома Гауди в Барселоне, с его "глазастыми" дымоходами.



__________________________________________________ ______________


Феликс де Божур (1765 - 1836), дипломат



Месье Ферис взял себе имя Феликс (лат. - счастливый, плодоносный, богатый), и назвался бароном Божуром. Карьера его была блестяща, но вот потомства он не оставил, зато упокоился под этим гигантским каменным фаллосом - самым высоким надгробием на Пер-Лашез.

__________________________________________________ ______________


Колумбарий

“Веселые картинки”?




Пример дальновидного решения. По-видимому, четыре соседние ячейки были выкуплены заранее, чтобы в двух установить урны, а в двух других - небольшой, но изящный памятник.



__________________________________________________ ______________


Семейство Шамеруа-Ружерон



Это надгробие известно своим памятником собаке, на котором написано “Лик, наш надежный друг”. Правда сам Лик, скорее всего, погребен не здесь, а на кладбище домашних животных в Ансьер-сюр-Сен, где стоит такой же бронзовый барельеф: http://europeforvisitors.com/paris/a...-photos-12.htm

__________________________________________________ ______________


Феликс Фор (1841 - 1899), президент Франции



Проходя мимо этой могилы кто-то из французов хмыкает, а кто-то хихикает. По официальной версии президент умер в своем рабочем кабинете в Елисейском дворце “от переутомления”. Это действительно так, но с одним уточнением: в трагический момент Фор держал в руках не государственные бумаги, а свою молодую любовницу - жену художника, которого наняли рисовать президентский портрет.

__________________________________________________ ______________


Бернар Верлак (1957 - 2015), карикатурист



Совсем недавно на Пер-Лашез похоронили карикатуриста Верлака по прозвищу Тинью, убитого исламистами в редакции журнала Charlie Hedbo. Перед погребальной церемонией родственники и друзья покойного разрисовали карикатурами весь его фанерный гроб.


Фото Associated Press

На могиле Тинью карикатур пока нет, но сдается мне, что это ненадолго...

__________________________________________________ ______________


А видели вы когда-нибудь на кладбищах украшенные новогодние елки? На Пер-Лашез они есть:



__________________________________________________ ______________


Шекспировский мотив: "Бедный Йорик!"



__________________________________________________ ______________


На одном из пер-лашезских надгробий начертано: “смерть - это выход из темноты на свет”



__________________________________________________ ______________


La Memoire Necropolitaine



Этот склеп имеет хозяина, но тот пока еще жив (и многая ему лета...). "Кладбищенский этнограф", как он сам себя называет, фотограф и художник, Андре Шабо сделал более 180 тыс. снимков надгробий по всему свету. Он основал ассоциацию La Memoire Necropolitaine, название которой происходит от слов Память и Город мертвых, передал ей все свое творческое наследие, а также оборудовал для себя и со-основательцы ассоциации это место будущего упокоения.

__________________________________________________ ______________

Продолжение следует
Николай-СПб вне форумов  
 Ответ с цитатой 
        Ответ        


Закладки


Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Район между парком Бют Шомон и кладбищем Пер-Лашез Марфа Вопросы и ответы туристов 2 07.08.2009 17:26
Прогулка по Пер-Лашез Frad Рассказы и фотографии путешественников 18 12.12.2008 15:33
Кладбища Пер-Лашез и Буасси antonella Вопросы и ответы туристов 3 21.07.2008 22:22
Легенды горного Алтая vlad200026 Литературный салон 6 02.11.2007 13:41


Часовой пояс GMT +2, время: 03:48.


Powered by vBulletin®
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
 
Рейтинг@Mail.ru
 
©2000 - 2005 Нелла Цветова
©2006 - 2024 infrance.su
Design, scripts upgrade ©Oleg, ALX