|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2003
Откуда: Paris
Сообщения: 5.479
|
Увидела несколько рецензий на книгу Гладилина.
Вот одна из них ИЗ ЖИЗНИ ПОНАЕХАВШИХ Эмигрировавший во Францию больше тридцати лет назад писатель Анатолий Гладилин выпустил книгу о современной Франции -- "Жулики, добро пожаловать в Париж!" (Глагол, 2007). Ее первая часть, давшая название всей книге,-- памфлет о разгуле преступности в современной Франции. Вторая часть -- "Прекрасная Франция или почти" -- три десятка очерков о Франции, написанных в разные годы для радио и газет. Возможно, кто-то, помня его прозу -- от прогремевших во время "оттепели" "Хроники времен Виктора Подгурского" и "Истории одной компании" до "Евангелия от Робеспьера" и "Снов Шлиссельбургской крепости",-- надеется найти в этой книге писательскую способность понимать людей и видеть лица там, где обычно видят социальные схемы. Эти надежды не оправдаются. Лица здесь показаны главным образом телевизионные -- и не столько показаны, сколько обруганы: диктор "препакостнейше улыбается", у какого-то министра "скорбное рыло", у черного подростка, дающего интервью, "жуткое рыло". Понять, а не просто обругать своих персонажей Гладилин пытается редко -- и, наверно, к лучшему, потому что эти попытки оборачиваются вот такими "монологами французской молодежи" -- двадцатилетняя девушки разъясняет прелесть современных танцев: "Верх тела неподвижен, а вот нижней частью, пардон, крутишь. И мальчик прижимается в темноте, под громкую музыку, усекаешь?". Сам Гладилин называет книгу "социологическим исследованием" -- социология тут такая: "в школах ученики бьют учителей", на всю Францию осталось "три нормальных учебных заведения". Очень простыми средствами здесь изображен очень простой мир: арабы и негры -- ленивые, неблагодарные дикари; карманники, домушники, медвежатники, угонщики совсем распоясались; полиция бесправна; образование деградирует, все студенты -- лентяи, все профессора -- зануды. Виноваты во всем "левые интеллектуалы", профсоюзы, бюрократы и особенно журналисты. Главное зло -- политкорректность. Франция, которую надо защищать от дикарей, исламистов, левых и журналистов, изображена во второй части. В авторском предисловии верно сказано, что "названия статей говорят сами за себя": "Скромное очарование маленькой Бретани", "Ритуал летних каникул", "Какие девочки в Париже!". В простом мире и решения требуются простые -- причем все они из разряда "лишить пособий", "выслать", "посадить", "повесить" и т. п. "В начале XIX века на юге Франции начались огромные пожары. Поймали двух пироманов -- и тут же повесили. С тех пор на юге лет двадцать ничего не горело",-- и таких чудесных решений у Гладилина припасено довольно много. Иногда они касаются конкретных лиц -- о некоей судебной чиновнице Гладилин говорит: "Будь у меня возможность, я бы сам, собственноручно повесил эту даму на первом же суку". В более гуманном настроении он обращается к мотиву "нам бы ваши заботы": "Мы в послевоенной Москве видели помидоры и огурцы лишь по большим праздникам и не подозревали о существовании апельсинов и бананов, а тут это, извините, за еду не считают -- настолько приелось". Как принято у таких авторов, Гладилин часто и с удовольствием аттестует себя ретроградом, реакционером, врагом прогресса. Беда не в том, что он ретроград, а в том, что он ретроград плоский и банальный. В книге нет ни писательского понимания людей, ни социологического понимания общества. Фактически Гладилин рассказывает не о современной Франции, а о том, как она, эта современная Франция, его пугает и возмущает. Страх и негодование -- вот что в книге действительно есть, и именно этим она все-таки интересна -- интересностью не личного творчества, а типичного факта. Потому что эти чувства характерны сегодня для очень многих французов, особенно для тех, кто поддерживает новоизбранного президента Саркози в надежде, что он наконец "наведет порядок". И, не слыша этих чувств, нельзя понять происходящее сегодня во Франции. Другое дело, что быть всего лишь типичным представителем популярных умонастроений -- для писателя небольшая заслуга. " ------------------------------------------------------- Я согласна со некоторыми вещами в этой рецензии - что в книге много предвзятых, категоричных и однозначных оценок без желания проникнуть поглубже и понять движущие силы и логику действия. Что слишком упрощенно подаются сложные проблемы, а это ведет к искажению восприятия и обманчивому мнению, что все можно очень просто решить. Но такая ворчливая книжка все равно интересна, потому что нет другого аналогичного исследования современной Франции русским, который живет в ней уже 30 лет. Спасибо Гладилину за сам факт ее создания. Вот здесь еще одна рецензия "Нет никакого Парижа" ![]() http://www.ogoniok.com/5020/31/ |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
"Священная книга оборотня" Виктора Пелевина и другие шедевры | Skif | Литературный салон | 195 | 08.03.2019 04:26 |
Добро пожаловать в Париж | Nathaniel | Рассказы и фотографии путешественников | 14 | 14.06.2010 10:46 |