#26
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 12.07.2002
Откуда: Letzebuerg
Сообщения: 1.380
|
Цитата:
Очевидно, правда, что нелегко говорить "вкратце" о творчестве DSCH, насчитывающем 150-с-лишком сочинений; о его музыке и мыслях широчайшего диапазона, включавших и глубочайшие медитации, и жутковато-бесчеловечные звуковые миры, куда другие композиторы и не отваживались заходить. Другая трудность такого разговора с заключительным приклеиванием ярлыка либо "гений", либо "номненклатурщик" по выбору - очевидная неоднородность музыки Шостаковича. Неоднородность как собственно "качественная", требующая "исторического" понимания и отфильтровки "несовременных" сочинений (таких как "Москва-Черёмушки", Барышня и хулиган, Первомайская и Октябрьские симфонии, Песнь о Лесах и прочие "над нашей Родиной сиявшие" сочинения), так и чрезвычайное стилистическое и музыкальное разнообразие его отдельных творческих периодов(от "моторных", как два ранних фортепианных концерта и Первая симфония и, во многом, экспериментальных, как опера "Нос" с фрагментами солирования исключительно ударных инструментов, ранних работ, - через знаменитые и популярные произведения "классического" периода, - с 5 по 10 Симфонии, фортепианный квинтет, 2-ое Трио, 8 квартет, виолончельная соната, 24 Прелюдии и Фуги, - до "позднего Шостаковича" всё более и более замыкающегося в свой частный мир, отягощённый постоянными мыслями о смерти, и при этом создающего шедевры, поражающие смелостью музыкального языка, невероятной свободой формы и причудливостью мелодики и гармонии). Удержусь впрочем от растягивания уже затянувшегося предисловия и перейду, собственно, к финалу - а именно, "мой Шостакович". То есть рекомендации, si j'ose dire... Для меня глубочайшие (хотя возможно и не самые храктерные "шостаковические") сочинения Дмитрия Дмитриевича - это его работы поздних лет. Конкретнее и прежде всего: 12 струнный квартет, 14 Симфония и 2 скрипичная соната. Близко к эти персональным coups de coeur для меня стоят его 15 квартет, 15-ая же Симфония, "прощальная" соната для альта и вокальные циклы на стихи Блока и Микеланжело. Назвав самые самыми, я впрочем тут же хочу оговориться, что чрезвычайно люблю многие другие его произведения. Заменитую и почти Малеровскую 5 Симфонию, её "истеричный" маршевый финал и особено её третью часть с постоянными гармоническими альтерациями и воздушной оркестровкой с солирующими арфой, челестой, ксилофоном, piccolo . Его "комичную", "Гайдинескую" 9-ую Симфонию, написанную в 45, когда все ожидали от Шостаковича грандиозного завершения его военного "триптиха". Его 8-ой квартет, с массой автобиографических аллюзий, фугированной Dies irae и элегическими вариациями на собственную анаграмму DSCH. Фортепианный квинтент, столь "русский" по мелодике и столь Баховский по плотности полифонического письма. "Темперированный клавир" XX века - его грандиозный цикл 24 Прелюдии и Фуги. T.д. Всё это тоже. Но не ТАК, как чуть выше названные сочинения. Не так, как 12 квартет, уже в первом "атональном" такте, задающим особую драматургию сочинения. Квартет, в каждой из частей которого мы переживаем постоянные смены темпа и смены мелодического материала - первая часть выведена из трёх неповторяющинся 12-тоновых серий, включающих в себя все звуки гаммы, а 2-ая часть - колоссальный мир предельных эмоциональных перепадов, вырастающих из первоначальных четырёх четвертных нот. И не ТАК [переживаю другие произведения Шостаковича], как его заключительный 15 квартет, состоящий из 6 Адажио! С буквальными выкриками каждого из инструментов во второй части и заключительным "ноктюрном", уводящим нас по полутонам в Ничто. Или же его гениальная 14 Симфония... 11 поэм о Смерти положенные на простую (хотя и атональную по большей части) в своей жутковатости музыку. Начиная с солирующих скрипок и баритона, запевающего Гарсиа-Лоркиевское "Los cien enamorades / Luermen para siempre" ("Сто горячо любивших сном вековым уснули") и затем через "кладбищенское" солирование ксилофона в 12-ти тоновой Апполинеровской части "Celui qui doi perir/ Comme meurent les roses / C'est un petit soldat / mon frere et mon amant" ("Сегодня ты умрёшь, мой маленький солдат"), вплоть до кульминации "Смерть поэта" (Рилькиевское "Er lag") с поразительной по красоте музыке, играемой высокими скрипками на фоне разделённых контрабасов (и при отсутствующих виолончелях!) до завершающего антиклимакса "Всесильна Смерть" ("Der Tod ist gross / Wir sind die Seinen"). Так ведь после этого "всесилия смерти" была ещё и 15 Симфония. Будто Шостакович не смог уйти ТАК и написал музыку "Магазина игрушек", по его собственному выражению. Обобщающую музыку, с обильными цитатами как из своих ранних сочинений, так и из Вильгельма Телля, Тристана, Гибели Богов... Музыку - полностью де-идеологизированную, де-демонизированную и де-героизированную. "Современную" нашему веку "негероев"... |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Петербург-Париж-Москва-Петербург | shisha | Полевая почта Европа - СНГ | 7 | 18.09.2010 09:49 |
Петербург-Париж-Петербург 17-24 июня | exuperi | Полевая почта Европа - СНГ | 0 | 30.05.2010 10:57 |
Петербург-Париж-Петербург 17-24 июня | exuperi | Полевая почта Европа - СНГ | 0 | 02.04.2010 11:07 |
Билеты Петербург-Париж-Петербург | Michel M. | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 2 | 06.11.2008 09:43 |