|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 21.06.2007
Сообщения: 528
|
Тихий тупичок с деревенскими кустиками и вьющимися растениями у старых домиков. И это на Монпарнасе! Когда я случайно наткнулся на него в первый приезд в Париж, очень удивился. Я ещё не знал, что это историческая Villa Marie Vassilieff. (Слово “Villa” сбивает с толку, но это никакая не вилла, а «тупик среди индивидуальных домов», как сказано в словаре. Тупик этот буквально затерялся: на домиках таблички с адресом отсутствуют; в списке улиц, площадей и пассажей в парижском атласе “Michelin” он не значится. В туристских путеводителях ему приписан адрес 21, Avenue du Maine, но и дома под номером 21 на этой авеню не существует! Если кто захочет сходить в этот почти виртуальный тупик Марии Васильевой, ориентируясь по карманному мишленовскому атласу, ищите его в квадрате L11 на странице 48 (14-ый аррондиссман), это северо-западнее Tour Montparnasse – на карте он обозначен маленькими буковками как “Villa Marie Vassilieff”, хотя в перечне улиц его нет).
Это потом я узнал, что здесь сто лет назад жила русская художница Мария Ивановна Васильева, стипендиатка русской императрицы, и что у Марии здесь была мастерская. В начале Первой мировой войны Мария была медсестрой во Французском Красном Кресте. Тогда же она открыла здесь столовую "Cantine des artistes" для бедствующих сотоварищей-художников, чтобы они, лишившись доходов, не умерли с голоду. Училась у Матисса, и на её творчество повлияли Сезанн и кубисты. Я очень сожалею, что потерял часть своего «французского» архива, и теперь могу показать вход в тупичок с Avenue du Maine лишь по этой отсканированной фотографии: ![]() В конце тупичка сегодня расположен Музей Монпарнаса. Говорят, именно в бывшей мастерской-столовой Марии Васильевой. А в других помещениях и сегодня живут и творят художники. А какие люди бывали здесь сто лет назад! Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Жакоб, Матисс, Леже, Фужита… Щукин, знаменитый русский коллекционер, начал покупать работы Матисса после статьи Васильевой о нём в журнале «Золотое руно» (всем известный «Танец» в Эрмитаже куплен под влиянием той публикации). ![]() Париж, 1916 г. Мария Васильева (самая маленькая, в шляпке) и её друзья Макс Жакоб (со шляпой в руках), Анри-Пьер Рош (в военной форме, сзади), Мануэль Ортис де Сарате (в шляпе) и Пабло Пикассо (в кепке) перед кафе «Ротонда». Снимок Жана Кокто. В 1990-ых годах мэрия 14-го аррондиссмана Парижа решила перестроить тупичок: что-то там снести и возвести пятиэтажки. Но художники яростно воспротивились этому. Их поддержали другие парижские интеллектуалы. Лидером этого резистанса был фотохудожник Роже Пик. Власти сдались. И мастерские художников остались нетронутыми. * * * * * * * Говорят, через два-три рукопожатия все земляне знакомы друг с другом. Выходит, через одно рукопожатие я общался с Марком Шагалом (умер в 1985 году), Жоржем Браком (умер в 1964 году) и Фернаном Леже (умер в 1955 году). Моё виртуальное общение с ними произошло в 2005 году в квазивиртуальном тупике Марии Васильевой. Я не спятил – в этом тупике я познакомился с последним из мамонтов-реликтов Монпарнаса – скульптором Франсом Крайсбергом (Frans Krajcberg). А он был знаком с упомянутыми художниками. (Тут я опять расстраиваюсь, вспомнив об утерянных фотографиях, где я снят вместе с Крайсбергом в тупике Марии Васильевой… Прикоснулся к Живой Истории, а свидетельства не уберёг…). Сегодня, 5 июня, – Всемирный день охраны окружающей среды. И это повод вспомнить о гражданине Франции и Бразилии, а вернее – о гражданине Земли Франсе Крайсберге, защитнике влажных лесов Амазонии, «лёгких» Земли. ![]() Защитник парижского тупика Марии Васильевой Роже Пик (слева) и защитник лесов Амазонии Франс Крайсберг Франс Крайсберг родился в Польше в 1921 году. Во время Второй мировой войны немцы уничтожили всех его родных. Полный горя, после войны он оказался в Париже, но воспоминания о войне гнали его из Европы. В 1948 году Марк Шагал помог ему погрузиться на судно, отплывавшее в Бразилию. В этой необъятной стране с почти дикой природой Крайсберг надеялся найти покой и начать новую жизнь. Он стал гражданином Бразилии, хотя каждый год приезжал на несколько недель в Париж – в тупике Марии Васильевой у него сохранялась мастерская. В Бразилии Крайсберг увидел, как уничтожаются девственные дождевые леса Амазонии и снова потерял покой. Он обвинил Всемирный Банк, который прокладывал магистрали через леса, не заботясь о сохранении природы: спустя всего два года после пуска дорог в эксплуатацию, на расстоянии в 200 километров по обе стороны от них невозможно было найти ни одного живого дерева! Леса гибли так быстро, что через год, приезжая на то же место, Крайсберг не мог его узнать. «Лёгкие» планеты незаконно выжигались ради земельных участков. В 1978 году Франс Крайсберг, парижский арт-критик и философ Пьер Рестани (Pierre Restany) и художник Зепп Бендерек (Sepp Baendereck) в верховьях реки Рио Негро сняли документальный фильм «Манифест Рио Негро», в котором они возвысили голос в защиту природы Амазонии. В подписанном ими Манифесте они заложили концептуальные основы нового экологического мышления, названного ими «натурализмом». Его идея в том, что люди искусства, как вообще все люди, должны формировать новое экологическое видение: все сферы человеческой жизни – социальной, политической, религиозной – должны освободиться от амбиций властвования над природой, нужно воспитывать в человеке острую чувствительность к «суверенной роли природы». ![]() Авторы «Манифеста Рио Негро» об интегральном натурализме, слева направо: Зепп Бендерек, Пьер Рестани и Франс Крайсберг ![]() Крайсберг организовывал выставки своих фотографий об уничтожении лесов Амазонии ![]() Автограф мне от Франса Крайсберга ![]() Крайсберг в дверях своего ателье ![]() Пионер экологического искусства Скульптуры Крайсберга из стволов, ветвей и коры обгоревших амазонских деревьев: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Вот так сжигают Амазонию: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Слева направо: Пьер Рестани, Франс Крайсберг и Роже Пик На далёкой Амазонке не бывал я никогда, но и мне жаль, что в солнечной Бразилии «такое изобилие невиданных зверей» может кончиться. В Интернете наткнулся на сообщение, что мэрия Парижа провела выставку скульптур «памяти Франса Крайсберга». Стало быть, нет уже отца экологического искусства Бразилии… |
|
![]() |
|
#2
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 24.04.2006
Откуда: Подмосковье, Электросталь
Сообщения: 3.559
|
Camilio, спасибо за интересный (как всегда) рассказ.
Вот несколько фотографий пассажа (я встречала именно название "пассаж", так и запомнила) Марии Васильевой, сделанных в мае 2006г. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Метки |
хемингуэй |
Здесь присутствуют: 4 (пользователей - 0 , гостей - 4) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Где найти эвакуатор или автомеханика (Париж и не только) | couchsurfing | Автомобилистам и автолюбителям | 5 | 21.02.2013 12:49 |
Всем, кто еще только мечтает, собирается или уже едет в Париж: личные впечатления | Cheshire Cat | Рассказы и фотографии путешественников | 41 | 14.04.2006 22:57 |
Всем, кто еще только мечтает, собирается или уже едет в Париж: достопримечательности | Cheshire Cat | Рассказы и фотографии путешественников | 5 | 13.09.2005 18:56 |
Франция - это не только Париж | elia | Вопросы и ответы туристов | 30 | 16.02.2005 10:11 |
Париж - Марсель - только TGV? | Yura | Транспорт и таможенные правила | 4 | 08.02.2004 14:38 |