#1
![]() |
||
Хозяйка
![]() |
Что такое апостиль и как с ним бороться. [Надеюсь, что это последнее сообщение на данную тему]
Я очень надеюсь, что все желающие найдут в себе силы прочитать данную тему и перестать задавать вопросы по поводу апостиля.
Теперь к вопросу. Подробно. Проставление апостиля в России Общие понятия Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их легализации в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством государств или положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых являются государства. В настоящее время получили распространение два способа такого удостоверения - консульская легализация и проставление апостиля. Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве. Для того чтобы документ, удостоверенный государственным нотариусом или нотариусом, занимающимся частной практикой, имел силу на территории другой страны, он сначала поступает в Минюст России (сектор легализации). Минюст России в соответствии с п. 6. 41 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 02.08.99 № 954 (с изм. от 08.06.00), удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати. Потом документ легализуется в Департаменте консульской службы МИД России и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого он будет использован. Как видно, процедура легализации достаточно сложна и требует значительных затрат. Однако она несовершенна - документ, прошедший такую многоступенчатую и трудоемкую процедуру, оказывается действительным только для государства, консульская служба которого его легализовала. В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 г. в Гааге (Нидерланды) подписана Конвенция (Гаагская конвенция), отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Для России она вступила в силу 31.05.92 (постановление ВС СССР от 17.04.91 № 2119-1 "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов". Гаагская конвенция отменяет для стран - участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, направляемых в ту или иную из этих стран. Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы других стран (участниц Гаагской конвенции), удостоверяются в особом, упрощенном порядке: уполномоченные органы России проставляют специальный штамп (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран - участниц Конвенции. Согласно ст. 9 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда Конвенция предусматривает освобождение от таковой. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ (ст. 5). В соответствии со ст. 6 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля. В России его проставляют следующие учреждения: минюсты республик в составе России, органы юстиции субъектов Федерации - на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции и соответствующих судебных органов, а также на копиях документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в той же республике, крае, области, округе, городе; органы загса республик в составе России, а также субъектов Федерации - на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих из этих органов; соответствующий отдел документально-справочной работы Росархива - на документах, выдаваемых центральными государственными архивами России; архивные органы республик, автономных образований, краев и областей - на документах, выдаваемых подведомственными им архивами; Управление делами Генеральной прокуратуры РФ - на документах, оформляемых по линии прокуратуры; Минобразование России проставляет апостиль на документах об образовании. МИД России и его консульские - учреждения полномочиями по проставлению апостиля не наделены. Иностранные консульские учреждения в России также не имеют полномочий своих государств по его проставлению на документах. Компетентные органы России, уполномоченные проставлять апостиль на документах должны руководствоваться при оформлении документов для их действия за границей международными договорами, российским законодательством, инструктивными указаниями и распоряжениями. Сотрудники, проставляющие апостиль на документах, должны проверять их соответствие действующему законодательству, а также правильность оформления документов нотариусами. В соответствии со ст. 1. Гаагской конвенции отмена требования легализации иностранных документов распространяется на официальные документы, которые выданы на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами понимаются: документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющиеся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы; нотариальные акты; официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами в их частном качестве, таких, как официальные удостоверения, подтверждающие регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, официальное и нотариальное заверение подписей. Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам. Положения Гаагской конвенции не распространяются на документы, выданные дипломатическими или консульскими агентами, а также административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции. К ним относятся доверенности на совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении различных работ и расчетов по ним и т.д. В тех случаях, когда это предусмотрено внутренним законодательством страны, на территории которой будут использовался данные документы, они должны легализоваться обычным путем, т.е. применяется консульская легализация. включающая последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации такого рода документов позволяет осуществлять более строгий контроль за деятельностью коммерческих предприятий. В то же время апостиль проставляется на уставах и учредительных документах, на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.). На уставных документах, а также на изменениях и дополнениях к ним должны быть отметка и печать регистрационной палаты или налогового органа, а также подпись должностного лица регистрационной палаты. Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы других стран (участниц Гаагской конвенции), удостоверяются в особом, упрощенном порядке: уполномоченные органы России проставляют специальный штамп (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран - участниц Конвенции. Согласно ст. 9 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда Конвенция предусматривает освобождение от таковой. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлеским, семейным и уголовным делам и др. Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа непосредственно на свободном от текста месте документа либо на его обратной стороне или же на отдельном листе бумаги. Он производится путем оттиска штампа апостиля с последующим заполнением, на котором проставляется печать. Заполнение штампа апостиля совершается в соответствии с Гаагской конвенцией и Методическими рекомендациями Минюста России. Орган, уполномоченный проставлять апостиль, на штампе апостиля проставляет печать, на которой изображен Государственный герб РФ и написано наименование органа, уполномоченного его проставлять. Иных изображений и надписей печать содержать не должна. Документы, изготовленные у нотариусов, оформляются на чистом листе бумаге. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации. Все учреждения и организации России обязаны принимать иностранные документы без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией, и не могут отказывать в принятии и использовании иностранных документов, с проставленным на них апостилем, исходящих из страны - участницы Гаагской конвенции. По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку. Для этого лица, проставляющие апостиль, должны иметь образцы подписей должностных лиц подведомственных учреждений, от которых поступают (или могут поступить) официальные документы, требующие удостоверения путем проставления апостиля. Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрены отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной дформе и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод. Положениями двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях России с рядом стран (Греция, Италия, Китай, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются документы, передаваемые договаривающимися сторонами друг другу по дипломатическим каналам исключительно в рамках правовой помощи. При возникновении каких-либо спорных вопросов, касающихся толкования статей договоров о правовой помощи, отменяющих требование легализации, что нередко встречается на практике, договаривающиеся стороны разрешают их на основе взаимности и с учетом общих интересов. Двусторонние договоры превалируют над многосторонними, по-этому если в двустороннем договоре имеется положение об отмене легализации документов, исходящих из договаривающихся стран, они не принимаются к легализации и проставлению апостиля. Странные документы без их легализации в случаях, предусмотрен-ных Гаагской конвенцией, и не могут отказывать в принятии и использовании иностранных документов, с проставленным на них апостилем, исходящих из страны - участницы Гаагской конвенции. По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку. Для этого лица, проставляющие апостиль, должны иметь образцы подписей должностных лиц подведомственных учреждений, от которых поступают (или могут поступить) официальные документы, требующие удостоверения путем проставления апостиля. За проставление апостиля в соответствии с Законом "О государственной пошлине" взимается государственная пошлина в размере 50% МРОТ. Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрены отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной дформе и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод. Положениями двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях России с рядом стран (Греция, Италия, Китай, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются документы, передаваемые договаривающимися сторонами друг другу по дипломатическим каналам исключительно в рамках правовой помощи. При возникновении каких-либо спорных вопросов, касающихся толкования статей договоров о правовой помощи, отменяющих требование легализации, что нередко встречается на практике, договаривающиеся стороны разрешают их на основе взаимности и с учетом общих интересов. Двусторонние договоры превалируют над многосторонними, по-этому если в двустороннем договоре имеется положение об отмене легализации документов, исходящих из договаривающихся стран, они не принимаются к легализации и проставлению апостиля. А.В. Бегичев, юрист Источник: http://www.apostille.ru/land/russia/apostille.shtml?1 АПОСТИЛЬ на Украине Внимание: со времени публикации заметки положение изменилось. Актуальная информация о проставлении апостиля на Украине приведена в конце статьи. Взаимоотношения Украины с Конвенцией - совершенно особые, неповторимые, интригующие. Они - как неоконченный роман: ключевые слова произнесены, но самое важное так и не свершилось. Девушка зарделась, засомневавшись, стоит ли избранник ее самостийности. Они - как письменное признание в любви, в последний момент опущенное не в почтовый ящик, а в мусорную корзину. Зритель затаил дыхание: один неверный жест, и любовная история превратится в фарс, он понимает - это кульминация сюжета: девушка выстрадает верный выбор и бросится навстречу своей судьбе или переведет стрелку на тот путь, где ее долго будут пугать и мучить воспоминания. Более года назад, 10 января 2002 г. Верховный Совет Украины принял закон "О присоединении Украины к конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов". Первый шаг сделан. Согласно текста Конвенции, к которой Украина этим своим шагом выразила намерение присоединиться (а это на данный момент именно намерение, которое, уже, возможно, кануло в лету), в качестве следующего шага она должна была сдать на хранение в Министерство иностранных дел документ о присоединении. Однако это не сделано до сих пор. Мировая общественность никак не могла бы пропустить это известие: то же Министерство иностранных дел Нидерландов уведомляет всех участников Конвенции о любом новом присоединении. Оставим на минутку то, как события происходили и посмотрим, как они должны были бы происходить. При нормальном развитии событий присоединяющееся государство заявляет о своем присоединении сдачей на хранение соответствующего документа, Министерство иностранных дел Нидерландов уведомляет участников об этом, в этот момент стартует шестимесячный срок для подачи возражений против присоединения нового участника, по истечении этого срока стартует следующий, шестидесятидневный, по истечении которого Конвенция считается вступавшей в силу между новым участником и всеми теми, кто не пожелал или не успел подать возражений. Уже в сентябре 2002 г. Украина стала бы полноправной участницей Конвенции. Но успело пройти и еще полгода от сосчитанного нами времени, а воз и ныне там. Итак, мы имеем красивое заявление украинских органов власти о том, что принятие этого закона повысит уровень защиты прав граждан и ускорит интеграцию в мировое экономическое и политическое пространство, и имеем результат: это заявление не нашло практического воплощения. Украина до сих пор не является участницей Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов. Итак, согласно данным МИД Нидерландов, Украина присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 2 апреля 2003 г. со следующим заявлением: "В соответствии со Статьей 6 Конвенции и Постановлением Правительства Украины № 61 от 18 января 2003 г., апостиль может быть проставлен Министерством юстиции Украины на документах, изданных органами судебной власти и судами, включая документы, удостоверенные украинскими нотариусами, Министерством образования и науки Украины на официальные документы, изданные органами образования, органами государственной власти, учреждениями и организациями, связанными с образованием и наукой, Министерством иностранных дел Украины на всех остальных документах." В течение трех последовавших недель государства участники Конвенции получили извещения об этом присоединении. С 23 апреля по 23 октября любой из участников Конвенции может сделать заявление о том, что он не хочет рапространения действия конвенции на его взаимотношения с Украиной. Тогда украинский апостиль будет приниматься во всех странах участницах Конвенции, кроме возразивших. 22 декабря Конвенция вступит в силу для Украины. http://www.fastcorp.ru/apostille_ua.php Легализация французских документов: http://vosdroits.service-public.fr/A...-FXPAP138.html |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Аута и как с ней бороться? | Lionne | Здоровье, медицина и страховки | 34 | 06.08.2009 01:02 |
Arnaque, и как с ним бороться? | nevelena | Работа во Франции | 36 | 05.05.2009 02:04 |
Как бороться со spy-программами? | Stroka | Клуб технической взаимопомощи | 1 | 21.03.2004 11:22 |