logo308
Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французская кухня Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot08 

Полезные ссылки о Франции

Средства массовой информации Франции

Жизнь замечательных французов

История Франции

Французская литература

Книги о Франции

Читальный зал ИнФранс - все статьи о Франции

Форум сайта

О проекте

Реклама на сайте

bokovushki_unten_blau08 

 

Подписка на новости


 

 

Погода в Париже

 

Статьи об истории Франции

ТАМПЛИЕРЫ: ЗАГАДКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ, Часть Первая
Георгий Иванов (frank), ИнФранс, январь 2006 г.

В этой статье мы остановимся только на некоторых необычных, загадочных моментах в истории ордена тамплиеров, а также выясним, где на территории сегодняшней Франции и территории бывшего СССР есть следы тамплиеров.
Кто такие тамплиеры? Читаем в электронной энциклопедии:
«Тамплиеры (франц. templiers, от temple - храм) - члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме около 1118 или 1119 г. Распространились во многих европейских государствах. Занимались торговлей, ростовщичеством (в XIII в. крупнейшие в Западной Европе банкиры). В конце XIII в. обосновались в основном во Франции. Под давлением французского короля против тамплиеров был начат инквизиционный процесс, а в 1312 г. папа Клемент V упразднил орден».
Как просто – основали – разбогатели - запретили. Ну, прямо какой-то Ходорковский средневековья.
Однако все было гораздо сложнее.
Подробно об ордене тамплиеров советские люди узнали в 70-е годы XX века, когда они в массовом порядке сдавали макулатуру и получали взамен книги французского писателя Мориса Дрюона из серии «Проклятые короли». Помните: «...и предсказанные кары, проклятия, брошенные с высоты костра Великим магистром Ордена тамплиеров, лавиной обрушивались на Францию. Судьба сражала королей, словно шахматные фигуры».
Ниже излагается история ордена тамплиеров на основе статьи Леонида Петрикова, которая, как мне кажется, наиболее интересно описывает историю образования и разгрома ордена.

История ордена

...В тот же день королевский прево приговорил великого магистра Жака де Моле, досмотрщиков Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Жак де Моле подошел к высокой поленнице, снял и аккуратно сложил тамплиерский плащ и спокойно взошел вверх. Когда костер разгорелся, он громко произнес: «Папа Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам». Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.
Предсказания умиравшего на костре старика в точности исполнились. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. В ноябре король Франции Филипп IV Красивый упал на охоте с лошади и вскоре умер.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРДЕНА

Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, занимавшийся распространением ученых знаний.

В 1118 г. девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден «для охраны паломников, следующих в Иерусалим». Он был организован по образцу Ордена Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.

Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма, видимо, надеясь, что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить.

В 1128 г. (единственный случай в истории!) для официального признания был созван специальный церковный собор в Труа - на землях графа Шампанского. Признанный к этому времени святым Бернар Клервосский написал для ордена Рыцарей храма устав. Это был могущественный орден, впитавший в себя традиции ранних монашеских орденов. Даже хоронили братьев-тамплиеров по монашескому обряду цистерцианцев – обнаженные тела покойных клали на доску лицом вниз. Орден Храма сразу получил несметные богатства - ему жертвовали земли светские сеньоры.

С самого начала орден отличался двойственностью: с одной стороны, он рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. В ордене различались братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно. Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые по богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но, несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.

Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Но весь лес был в средние века заболочен, и даже человек искушенный не может найти дорогу, а не то, что разыскать тайник. К Ла-Рошели вели свободные от королевских досмотров дороги. Самое удивительное, что везти в этот порт в принципе было нечего - Америку тогда еще «не открыли». И, тем не менее, через всю Францию к Ла-Рошели и из нее ползли обозы под охраной сержантов Ордена.

Пошлин за это не брали, и любой купец, сдавший деньги на хранение в одном командорстве, мог получить их в другом по заемному письму. Эта банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные богатства, подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и запрещенное христианам ростовщичество не могли принести им такого количества серебра. Его просто не было в копях всей Европы в количествах, достаточных для покрытия безналичных расчетов купцов. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такое богатство не могло не вызвать зависти и злобы у конкурентов.

РАЗГРОМ ОРДЕНА

Врагов у богатейшего и могущественного ордена насчитывалось много. Плохие отношения сложились с Орденом у св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе. На морях и на суше белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами. Отношения с Орденом св. Марии Тевтонской также были натянутыми: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести, наконец, порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов расследовать преступления против веры.

Косо смотрели на орден Тамплиеров и светские владыки. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый, укреплявший свою власть в стране, был недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен был встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался.

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги римским папой был избран французский епископ Бертран де Го. Его предшественника рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.

Духовник короля и Великий Инквизитор Франции, доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1307 г. обвинения были подготовлены, и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Да и кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший орден? Братья открыли ворота и впустили стражу внутрь.

18 марта 1314 г. в Париже было пасмурно. Звонкоголосые глашатаи, поеживаясь от утренней сырости, шли по узким улочкам, громко объявляя о суде над злостными негодяями - тамплиерами.

Одной из задач королевских следователей было изъятие несметных богатств тамплиеров. Однако тут их ждало разочарование: казна была пуста, в орденской церкви не было даже святых сосудов. То же самое произошло во всей Франции. Только в одном командорстве удалось захватить в часовне реликвии - бронзовую голову с хранящимися черепными костями какого-то святого. Деньги же ордена пропали бесследно.

Поскольку орден был основан церковным собором, для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Вселенский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против ордена какие-либо обвинения. Тогда папа издал буллу, которой распускал орден. Однако на этом дело не закончилось. Сначала предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских палачей мирские братья и рыцари-монахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь, и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений. Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе - поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, что был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. На допросах командоры признали, что новопринятым грубовато советовали «Если тебе будет холодно - согреешься с братьями». Перед комиссией они не стали отказываться от показаний.

Еще более серьезным было обвинение в кощунстве. Тамплиеров на основании показаний свидетелей и арестованных рыцарей Ордена обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. Против этого возразить было нечего. Принимаемым в ряды братьев-монахов говорилось, что на самом деле Христос не был распят и что крест - не святой, почитаемый символ, а орудие смерти преступника - «царя иудейского» - поднявшего восстание против римлян и осужденного за это. После этого объяснения неофитам предлагали плюнуть на крест. Обвинение в содомии еще можно было объяснить грубыми военными шутками, а мужские поцелуи в разные части тела - непониманием низших рыцарей смысла обряда. Однако богохульство и ересь - преступления гораздо более тяжкие. Эти обвинения тем более подтверждалось тем, что объектом поклонения были идолы - так называемые «головы Бафомета». Это были бронзовые головы, иногда с тремя лицами, с рогами, с яркими инкрустированными глазами. И хотя у тамплиеров эти головы считались символом благосостояния и процветания, плодородия окрестных полей, для следствия это было свидетельство поклонения Дьяволу. И рожки на головах, и три лица, и череп - все эти символы связывались с кабалистикой, колдовством и алхимией, которые, несомненно, говорили о культе Сатаны. Здесь для доминиканцев компромиссы были невозможны - дьяволопоклонники, оккультисты и ростовщики должны быть уничтожены. А это так совпадало с интересами папы и короля Франции. Следствие продолжалось безостановочно. Братья, мучимые на дыбе и под клещами палача, давали показания о своих преступлениях. В марте 1314 г. король решил: «Пора!»

Что же касается серебра и золота тамплиеров, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни следователи так и не смогли докопаться до правды. Последующие поколения, упорно искавшие богатства тамплиеров, также не нашли исчезнувшие сокровища.

* * *

Кто хочет почитать подробнее о тамплиерах в Интернете: http://templiers.info

Библиография:
Д. Легман, Г. Ли. История тамплиеров. Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», М., 2002
Мелвиль М. История ордена тамплиеров. Изд-во "Евразия", СПб, 2000
Шарпантье Л. Тайны тамплиеров. Изд-во «КРОН-ПРЕСС», М., 1998

* * *

Вернемся к статье Леонида Петрикова, где история ордена описана достаточно интересно, а главное - в тексте указаны основные, скажем так, «странности» и тайны ордена.

Начнем с вопросов:

1. Почему тамплиеры так рвались построить первый Тампль именно на месте древнего храма царя Соломона? Многие исследователи указывают, что место не было предоставлено, а тамплиеры сами настояли на этом месте. Причем часто указывают, что они даже использовали часть подземных сохранившихся помещений храма, а кое-кто вообще прямо указывает на связь тамплиеров с евреями. Некоторые говорят, что богатства тамплиеров вообще начались со спрятанных сокровищ царя Соломона.

2. Почему римские папы, которым тамплиеры не слишком подчинялись, постоянно предоставляли им льготы, каких не было у других монашеских орденов?
При этом следует отметить, что вообще-то тамплиеры были не особенно набожны и на самом деле информация о странных поклонениях монахов ордена было известно и ранее, а не только вырваны под пытками. Просто монахи ордена были так могущественны и так богаты, свергая королей и указывая папам, что им делать, что с ними и связываться никто не хотел. При этом, несмотря на то, что рыцари-монахи были великолепными войнами, воевали они далеко не всегда с неверными и далеко не всегда праведно. Скорее они действовали в собственных интересах, особенно в финансовых.

3. Откуда у тамплиеров такие знания, причем в областях, скажем так, мало изучаемых в то время? Например, тамплиеры были отличные финансисты, фактически владеющие вопросами безналичного обращения, вексельного обращения и т.д. Откуда? Это все в Европе появилось лет этак через пятьсот после них.

4. Откуда у тамплиеров взялись такие огромные деньги?
В течении нескольких лет, начиная с 1140 года, во всей Франции были найдены деньги для строительства огромных готических соборов. Менее чем за сто лет было построено 80 огромных соборов и 70 храмов поменьше. Значит, большие деньги были? Но по расчетам ряда исследователей во всей Европе того времени вообще не было столько золота и серебра, чтобы расплатиться за такое строительство?

5. Как там проклятие тамплиеров?
Неужели действительно можно так проклясть, что не только три человека умрут в течении года, но и династии Валуа, Артуа и Бурбонов будут попадать под действие проклятия?

6. И наконец последний вопрос, хотя можно было бы задать еще очень много вопросов, а куда собственно подевались сокровища тамплиеров?
Во время восстания черни в Париже король Филипп IV прятался в Тампле от разгневанной толпы и вроде сам видел богатства. Однако они исчезли, причем не только в Париже, но и во всей остальной Европе одновременно.
Вопросы, вопросы…

А теперь перейдем к тем местам, сначала во Франции, где остались следы Тамплиеров.

1. Начнем конечно с великого магистра ордена Жака де Моле.

Вот план Парижа, на котором указано место, где был сожжен великий магистр
Вот план Парижа, на котором указано место, где был сожжен великий магистр

А вот фотографии этого места:
Фотография места, где был сожжен великий магистр

Фотография места, где был сожжен великий магистр

Мемориальная табличка:
Мемориальная табличка
и ссылка на остальные фото.

2. Квартал Тампль в Париже

Дом ордена Храма в Париже располагался на правом берегу Сены, Старый Храм — внутри стен, построенных при Филиппе Августе, позади церквей Сен-Жан-ан-Грев и Сен-Жерве; Новый Храм, с массивной башней, за крепостной стеной — на месте нынешнего квартала Тампль.
Парижская тюрьма Тампль располагалась в монастыре ордена Тамплиеров, основанном в 1118 году недалеко от нынешней площади Республики. В основном известность этой тюрьмы связана с именами членов семьи короля Людовика XVI. В годы Великой французской революции его главная башня превращена в тюрьму, в которую и были помещены король Людовик XVI, королева Мария Антуанетта, сестра короля Элизабет, семилетний дофин и его сестра. В 1808 году, чтобы прекратить монархические настроения и паломничество к месту захоронения дофина, башня-тюрьма Тампль была снесена, а на ее месте разбит рынок.

Квартал Тампль в Париже
1 - Территория Крепости Храма (Тампль)
2 - Территория Нового Города Храма
3 - Территория парижского Города в пределах стены Филиппа-Августа

А теперь небольшое путешествие по Парижу тамплиеров с сайта www.marussia.ru

Еще в 1139 году король Людовик VII подарил молодому Ордену бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова часть злополучных болотистых земель. На правом берегу реки тамплиеры осушали земли и разводили огородные культуры, а на левом - строили и скупали самую различную недвижимость. Первая община Ордена закрепилась рядом с большим портом на Отмели (grève), что обеспечивало доступ к главному торговому пути Парижа. По обе стороны Сены тамплиерам принадлежали мельницы, мясные лавки, дома и монастыри (в одном из них, монастыре Сен-Элуа на острове Ситэ, проживал епископ Парижский Гийом де Бофе, составитель первых инструкций для инквизиторов, и платил тамплиерам арендную плату). У них был даже собственный небольшой порт.

Грандиозный проект воплощался в жизнь постепенно, но неуклонно. Так в XIII веке по соседству с парижским Городом вырос Новый Город Храма, Villeneuve du Temple. Его западной границей была улица Храма (rue du Temple), восточной - Старая улица Храма (Vieille rue du Temple), южная граница достигала той самой первой городской стены, возведенной Филиппом II Августом (проходившей примерно между современными rue des Blancs Manteaux и rue des Francs Bourgeois), а на севере освоенной территории, за мощными высокими стенами и укрепленными вратами с подъемным мостом расположилась крепость Храма, собственно Тампль. Под защитой Башни Цезаря и пятидесятиметровой Башни Храма находилось все, что нужно бедным монахам и обслуживающим их мирянам: церкви, кухни, спальные корпуса, лазарет, мастерские, постоялые дворы для приюта паломников, конюшни, огороды, виноградники, тюрьма... В этом Новом Городе все улицы вели к Храму: на современных планах Марэ прослеживается вертикальная ориентация улиц, от реки (мест первого поселения тамплиеров) к северу.

Жизнь большого и шумного торгового квартала, каким стал Марэ еще при тамплиерах, бурлила по обе стороны от городской стены времен Филиппа Августа, когда-то отделившей Париж от монастырских болот. Две старых и одна Новая улицы Храма, проходя через ворота в бесполезной стене, связывали южную и северную части Марэ. В отличие от левобережного Университета, правобережный Город разрастался, как чайный гриб, питаясь речной водой. Близость Гревского порта немало способствовала процветанию Города, вплотную подобравшегося к Стене с юга. А с севера стены Парижа подпирал Новый Город Храма, созданный тамплиерами. Об истории Марэ того времени могут рассказать современные названия улиц. Южные, "городские" улицы привечали самый разный люд. Уголовный элемент проживал, как ему и положено, на улице Плохих парней, rue des Mauvais Garçons. Подальше от неприятного соседства поселились ростовщики из Ломбардии, метившие свои лавки вывесками в виде коршуна. По этим вывескам и получила свое название rue des Ecouffes (Escoufle - коршун на старофранцузском), а ростовщиков прозвали коршунами. Совсем рядом с ростовщиками пристроилась улица Короля Сицилии (rue du Roi de Sicile), на которой находился дворец брата Людовика Святого, Карла Анжуйского, провозглашенного в 1266 году королем Неаполя и Сицилии. Розы в дворцовом саду дали имя улице Розовых кустов (rue des Rosiers), на которой в промежутках между изгнаниями проживали евреи. Вокруг этой улицы вырос знаменитый Еврейский квартал в Марэ, существующий до сих пор. Стеклянных дел мастера селились компактно на улице имени своего ремесла, rue de la Verrerie, а на Гипсовой улице, rue du Plâtre, еще в XIII веке делали гипс. Трудящиеся горожане в поисках пищи духовной могли приходить в монастырь на улице Белых плащей, rue des Blancs Manteaux, которая обязана своим названием не тамплиерам, а совсем другому, не слишком известному Ордену нищенствующих братьев. Монахи этого ордена назывались служителями Девы Марии и носили белые одежды. Ремесленники, воры, монахи... В южном Марэ присутствовало все, чем славится городская жизнь.

В северном, "пригородном" Марэ старые названия улиц недолго хранили воспоминания о тамплиерах. Улица Мясных Лавок Тампля стала просто улицей Мясников, а в XIV веке там поселилось богатое и влиятельное семейство Браков, и rue de Braque донесла это историческое событие до наших дней. Старинная улица "Жана - торговца маслом" была ненадолго переименована в улицу Вдовушек-Одриеток, rue des Haudriettes. Некий Этьен Одри, главный королевский хлебодар при дворе Филиппа Красивого, по известным ему причинам основал Общество вдовых дам, которых незамедлительно прозвали одриетками. Они владели некоторой недвижимостью на улице имени себя, но еще при тамплиерах эта улица сделалась длинней и получила название rue de l'Echelle du Temple, Лестницы Храма. А когда тамплиеры покинули эти места, улица развалилась на два отрезка, один из которых вернул себе гордое название rue des Haudriettes. Второй же еще около века оставался половинкой Лестницы Храма, потом стал улицей Двух Врат, а появившееся там популярное заведение под вывеской "У четырех сыновей Эмон" дало окончательное название этой улице. Rue des Quatre Fils, улица Четырех Сыновей, существует до сих пор. И, наконец, улица Вольных Горожан, rue des Francs Bourgeois, пересекающая квартал с запада на восток. Сначала - старинная дорога вдоль городской стены, при тамплиерах она была местом обитания ткачей. Свое название она получила в 1334 году, когда на этой улице построили приюты для бедняков, не имеющих средств к существованию и посему освобожденных от уплаты налогов. Вольные - потому что нищие, и никакой романтики. Что до новых хозяев Тампля, госпитальеров, то они занялись своей основной деятельностью: лечили людей от хворей физических и духовных. Таким образом, в дополнение к торговым лавкам и многочисленным аббатствам, в северной части Марэ находились, как бы сейчас сказали, общественно-полезные учреждения. И все же разделенный надвое квартал жил как единый организм, проталкивая свою энергию сквозь узкие горлышки ворот в каменной стене.

(продолжение)

Обсудить на форуме
Все статьи сайта в Читальном зале

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005-2006 Борис Карпов