#11
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 07.11.2005
Откуда: Paris
Сообщения: 8.735
|
Эльдар РЯЗАНОВ: Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» закрывали несколько раз
В этот день телевидение по традиции покажет его лучшие фильмы, «О бедном гусаре замолвите слово», например. О том, с каким трудом картина пробивалась к зрителям, Рязанов написал в своей новой книге «Мчатся годы-непогоды», которая выходит в издательстве «ЭКСМО». ![]() Эльдар Александрович с внуком Димой и дочерью Ольгой. У нас много исторических картин! ...Пожалуй, в моей биографии нет более многострадальной картины, чем «О бедном гусаре замолвите слово»... Сценарий был написан Григорием Гориным и мной летом и осенью 1978 года. Я отнес сценарий Анатолию Богомолову, главному редактору Кинокомитета. Прошла неделя. По моим расчетам, Богомолов давно уже прочитал наш сценарий, но прошло еще немало времени, прежде чем мне удалось соединиться с ним по телефону. Уже после я понял - он избегал встречи со мной, оттягивал ее... Но я был настойчив в желании встретиться, и Богомолов наконец сдался. Когда я вошел к нему в кабинет, он, не отрывая глаз от какой-то рукописи, не глядя на меня, не поздоровавшись со мною, протянул мне сценарий и сказал: - По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале. Это был отказ, причем бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией... Я подошел в переулке к первому же телефону-автомату и набрал номер председателя Гостелерадио Сергея Георгиевича Лапина. Секретарша тут же соединила меня с министром. Я попросился на прием. ...Сергей Георгиевич был очень радушен и приветлив. Я изложил свою просьбу - прочитать сценарий. Лапин взял наш с Гориным опус, обещал прочитать и отложил в сторону. Разговор о деле занял три-четыре минуты... Итак, я ушел и стал ждать решения... Прошло около месяца с момента нашей встречи, и я как раз собирался было позвонить министру телевидения, напомнить о себе, подтолкнуть решение своего вопроса... И вдруг телефонный звонок! Звонил директор творческого объединения «Экран» Б. М. Хессин... Телевидение решило ставить фильм «О бедном гусаре замолвите слово»... «Вы очернили Третье отделение» ![]() В фильм постоянно вносились поправки. В итоге Мерзляев (Олег Басилашвили) стал штатским чиновником, Бубенцова (Евгений Леонов) киноначальники хотели оставить в живых, да и роль Плетнева (Станислав Садальский) тоже подверглась переделке. 28 декабря 1979 года Советская Армия начала военные действия на афганской территории... Руководящие отклики на режиссерский сценарий последовали немедленно... «Дело в том, - мы не верили своим ушам, - что в сценарии очернено Третье отделение. Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в нашем сценарии придано слишком большое значение, и изображена она чересчур негативно...» В разгар наших с Гориным поисков, как сделать поправки и по возможности не ухудшить произведение, произошла моя вторая встреча с Лапиным. Состоялся долгий, грустный разговор. «Международная обстановка осложнилась необычайно, в Афганистане идет война. А зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?» Я сказал, что мы уже перерабатываем сценарий и надеемся найти приемлемое решение... Если в первоначальном варианте сценария действовал жандармский майор Мерзляев, то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук и превратился из профессионального блюстителя порядка просто в любителя этого дела, добровольца, стукача по вдохновению. Почему плакал Садальский (...) группа намеревалась выехать в длительную двухмесячную экспедицию в Ленинград. Подготовка велась лихорадочно... И вот в этих условиях я и отправился показывать кинопробы. Я не подозревал, что над картиной снова сгустились тучи - все держалось в тайне. Заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова, обычно приветливая, на этот раз держалась странно, не смотрела мне в глаза, говорила отрывисто и уклончиво, явно испытывая неловкость... Когда демонстрация пленки кончилась, Жданова сказала мрачно: - Ну что ж, поднимемся ко мне, поговорим... - Видите ли, - помявшись, сказала Жданова, - принято решение о закрытии вашей картины. - Это распоряжение председателя, - пояснил Хессин (то есть Лапина). ...Мы вернулись на «Мосфильм». В моей комнате ждал Садальский, загримированный и одетый в гусарский костюм. Я сказал ему: - Все, Стасик, этого фильма не будет. Его закрыли. Так что встретимся на другой картине. Иди, разгримировывайся... На глазах Садальского появились слезы. Он не мог прийти в себя и плакал... А на третий день картину снова вернули в производство! (Гендиректор «Мосфильма» Сизов как-то сумел уговорить Лапина. - Ред.) Лента не понравилась Андропову? Ноябрь 1980 года... На «Мосфильме» была назначена предварительная сдача нашей картины. Ее принимали руководство телевидения во главе со Ждановой и дирекция «Мосфильма». После просмотра генеральный директор студии Сизов высказался против трагического финала. Актер Бубенцов, по его мнению, не должен умирать... И вдруг случилось непредвиденное! Стелла Ивановна Жданова выступила в защиту печального финала, умно и резонно высказалась о жанре трагикомедии, о том, что иначе разрушится авторский замысел и фильм превратится в безделицу. Это было спасение! ![]() Книга Эльдара Рязанова "Мчатся годы-непогоды" ...А потом был показ фильма по телевидению - в неуместное время, в неуместный день... (1 января 1981 года после программы «Время». - Ред.) Мы надеялись на повторный показ. Но шли годы, я неоднократно предпринимал попытки в этом направлении, однако Гостелерадио стояло насмерть. И без объяснения причин... Во время моей последней встречи с Лапиным он намекнул мне, что фильм в свое время не понравился Андропову, который тогда возглавлял КГБ. Было ли это правдой?.. Не знаю. Но если даже он и произнес нечто в этом роде, его уже не было. Руководил страной другой лидер - Черненко... (Картину в следующий раз показали только в январе 1986 года. - Ред.) АВТОПОРТРЕТ «Лучше быть молодым щенком, чем райской птицей» Это интервью Рязанов взял у себя сам специально для книги - Вы могли бы назвать основную черту вашего характера? - Ненасытность во всех смыслах. В работе, в жизни, в любви. - Самая экстравагантная из ваших прихотей? - Ходить в старом и рваном. - Если бы вы могли изменить в себе что-либо, что бы вы выбрали? - Я бы изменил свою полноватую фигуру на стройную, но, несмотря на многочисленные попытки, мне это не удалось. - Ваше настроение в последнее время? - Боевое. Но грустное. - Что вы считаете главным достижением в жизни? - Остаться, несмотря ни на что, самим собой. - Самая большая любовь в вашей жизни? - К жизни и к Женщине, что, в сущности, одно и то же. - Какие комедии вы любите? - Трудно удержаться, чтобы не ответить: «Свои». Вообще-то я люблю комедии о добрых и хороших людях. Их делать труднее всего. Гений комедии - Чарли Чаплин. - О чем вы больше всего сожалеете? - Сожалеть о том, что не состоялось, - чувство неплодотворное. А то, что состоялось, то состоялось. - Как и где вы хотели бы умереть? - Мгновенно. На Родине. - Ваш девиз? - «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей» (Марк Твен). http://www.kp.ru/daily/24003/81681/ |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|