|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 06.02.2002
Откуда: Paris/Москва
Сообщения: 2.103
|
Виолетта Майниеце
Премьера балета "Собор Парижской Богоматери" 15, 16, 18 и 20 февраля в Большом театре состоятся премьерные показы шедевра мировой хореографии, балета выдающегося французского хореографа Ролана Пети "Собор Парижской Богоматери". На сцену Большого театра спектакль перенес сам маэстро Пети. В главных партиях заняты : Николай Цискаридзе и Дмитрий Белоголовцев (Квазимодо), Светлана Лунькина, Анна Антоничева и Екатерина Шипулина (Эсмеральда), Руслан Скворцов и Ян Годовский (Клод Фроло), Андрей Уваров, Константин Иванов и Александр Волчков (Феб). «Историческая мелодрама в духе Вальтера Скотта» – так писали в ХIХ веке о «Соборе Парижской Богоматери – 1482» самого знаменитого французского романтика Виктора Гюго, которому в момент написания романа исполнилось 29 лет. Впоследствии над печальной участью его героев потоки слёз проливало не одно поколение сердобольных читателей – мелодрама всегда была и до сих пор остаётся самым популярным и демократичным жанром. Кому, как не французам, надлежало на родине Гюго культивировать один из литературных «парижских мифов», связанный с Собором Парижской Богоматери – до появления Эйфелевой башни этот памятник средневековой архитектуры был символом города! Но, несмотря на соблазнительную сценичность романа Гюго, парижская балетная сцена обходила стороной этот сверхпопулярный сюжет. В Парижской Опере никогда не шёл даже известнейший балет француза Жюля Перро «Эсмеральда». Знаменитое pas de deux Эсмеральды и Гренгуара, которое перетанцевали все парижские звёзды, во Франции идёт в редакции русского постановщика Николая Берёзова. И только первый современный французский хореограф в лице Ролана Пети открыл эту тему для парижской сцены. «Увлекшись Средневековьем с его мистическим мировосприятием, я стал раздумывать о постановке романа Люиса «Монах». Я даже сочинил либретто и заказал партитуру… Однако из этого ничего не получилось. И вот однажды, проходя мимо книжного магазина, я увидел том «Собора Парижской Богоматери». Продолжая испытывать интерес к Средневековью и его монахам, я из любопытства купил эту книгу, многие эпизоды которой к тому времени уже стёрлись из моей памяти. Перечитывая роман, я понял, что Виктор Гюго пошел значительно дальше Люиса. Я тотчас же переделал либретто, следуя сюжетной линии Гюго…», – писал балетмейстер. «Собор Парижской Богоматери» – самый значительный французский балет середины ХХ века – впервые появился на сцене Дворца Гарнье в 1965 году. Он был «отпрыском» знаменитостей – самого популярного французского балетмейстера Ролана Пети, сверхмодного кутюрье Ива Сен-Лорана, известного композитора Мориса Жарра, художника театра и кино Рене Аллио, которые, объединив усилия, одержали блистательную победу. С тех пор экстравагантное творение прочно вошло в репертуар театра, со временем став неоспоримой классикой. А Пети, благодаря «Собору…», после двадцатилетнего отсутствия вернулся в «родовой замок» на белом коне. Зрелища, подобного «Собору…», консервативная Парижская Опера до того не видала – все танцевальные эксперименты послевоенных десятилетий, будь-то ранние опусы Мориса Бежара, Жанин Шарра или самого Пети, осуществлялись хореографами вне стен этой цитадели неоклассицизма, где долгие годы (с 1930 по 1956) правил Серж Лифарь. «Собор…» пробил брешь, через которую на её сцену хлынула современная французская хореография. «Для меня спектакль – это синтетическое произведение, объединяющее в себе танец, музыку, декорации, костюмы… В данном случае, являясь автором либретто и хореографом, я воспринимаю трех основных героев этой «драмы страстей» как людей непохожих на других. Эсмеральда воспитана цыганами, поэтому в ней видят колдунью. Квазимодо вовсе не чудовище, а просто парень, испытывающий комплекс неполноценности от того, что он оказался жертвой несчастного случая. Эти люди отвергнуты обществом, потому что они – не как все. Что же касается Фролло, то в его душе происходит борьба между страстным желанием и совестью, между плотью и духом. Подобная история вполне могла бы случиться в наши дни», – о своём замысле рассказывает Ролан Пети. Разбив балет на 13 эпизодов, постановщики преподнесли его публике в духе «минимализма» 60-х годов, перемешав идеи экзистенциализма с некоторыми лозунгами бунтующей молодёжи «левого толка», которая летом 1968 года хлынула на парижские площади и бульвары. Такими же «бунтарями» в святых стенах Парижской Оперы показались Эсмеральда, Клод, Квазимодо. Модный тогда «минимализм» можно обнаружить во всех компонентах спектакля: в драматургии балета (всего четыре персонажа да безликая, бездумная, беспринципная толпа); в «витражных» по цвету костюмах (мини-платья-трапеции со шнуровкой на женщинах – в таких щеголяли студентки Латинского квартала, трико да «мондриановские» по рисунку камзолы со средневековой символикой на мужчинах); в оформлении (на сцене то силуэт двухбашенного фасада Собора, то огромные колокола его звонницы, за которыми виднеется ребристый готический «скелет» здания, то словно нарисованная на старинном пергаменте панорама города и виселица на Гревской площади). По-современному звучала сложная партитура, достигая особой динамики в картинах «Двор Чудес» и «Чрево Парижа». А в экстатичную сцену молитвы с мощно «ревущим» органом победоносно вторгались звуки бубна Эсмеральды, навязывающие толпе свои, не менее магические ритмы. Аскетичной была и хореография – виртуозная, угловатая, изломанная и очень символичная. Для себя хореограф, которому тогда исполнился 41 год, «припас» партию звонаря Квазимодо (он же – «язык» колокола), пожалуй, самую выигрышную в мужском «трио» балета, решив её исключительно средствами танца. Навсегда канул в вечность бутафорский горб героя – постановщик в пластике передал внешнее уродство персонажа. Предтечами Квазимодо в творчестве Пети были главные герои его балетов «Волк» (за его «звериной» внешностью также скрывалось благородное сердце) и «Сирано де Бержерак». В них Пети по-своему варьировал мотивы сказки «Красавица и чудовище». В «Соборе…» право на перерождение балетмейстер дарует только Квазимодо, при том – в 13 эпизоде балета под названием «Смерть». Именно Квазимодо уносит погибшую Эсмеральду в иной мир, где оба отверженных «найдёныша» наконец-то обретут вечный покой... Трудно забыть то потрясение, которое испытали русские зрители, впервые посмотрев «Собор Парижской богоматери» в 1969 году во время второго приезда балета Парижской Оперы. Его танцевали настоящие звёзды: Клер Мотт (для неё и ставилась партия Эсмеральды), Сириль Атанасов (Квазимодо), Жан-Пьер Бонфу (Феб)… Балет настолько поразил профессионалов, что тут же по всей стране прокатилась волна новых «Эсмеральд» – сохранившуюся в России древнюю «старушку» тут же переодели, перекрасили, сделали ей бесчисленные «пластические операции», чтобы она хоть чем-то походила на новомодный французский «Собор…». А в 1978 году этот балет появился на сцене Ленинградского театра оперу и балета им. С.М.Кирова с Галиной Мезенцевой и Ольгой Ченчиковой в главной партии. …Но вернёмся к творчеству Ролана Пети. Истинный парижанин по рождению (13 января 1924 года) и вкусам, он, тем не менее, был французем лишь наполовину – его мать, темпераментная и независимая итальянка Роз Репетто (по-балетному звучит даже её девичья фамилия!), оказала большое влияние на формирование сына, хотя недолго прожила с мужем – владельцем бистро, который ей чем-то напоминал людоеда в белом колпаке с огромным ножом в руках. От матери Ролан унаследовал темперамент и некоторую экстравагантность, от отца, своими бифштексами поддержавшего первые балетмейстерские опыты сына, – трудолюбие, благоразумие, типично французскую «расчётливость» (всё в меру и ничего лишнего!), которая всегда налицо в его хореографии. В юности Ролан представлял собой образец идеального француза – высокий, худой, стройный с копной черных вьющихся волос. Неотразимый герой-любовник тех лет! С годами он стал походить на хитроумного балетного Одиссея, который, путешествуя по миру и совершая всевозможные творческие подвиги, всегда возвращался в свою Итаку – Париж к своей Пенелопе – прекрасной балерине и певице Зизи Жанмер, являвшейся воплощением истинной парижанки – самоуверенной, шикарной, обольстительной. Она стала прообразом многих его героинь. Для неё он поставил «Кармен», бесчисленные шоу в самых фешенебельных казино Парижа (она всегда выступала в роскошных костюмах своего друга Ива Сен-Лорана). Зизи и Ролан были знакомы по школе при Парижской Опере, куда он поступил по собственной инициативе в 1933 году. Пети обучался у знаменитого педагога Гюстава Рико, брал частные уроки в студиях бывших императорских балерин Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской, мадам Рузанн. Попав в кордебалет Оперы, Пети вскоре заскучал. Несмотря на благосклонность самого Лифаря, честолюбивый по характеру Ролан бросил первый театр Франции, чтобы проложить свой путь в искусстве. Он всегда чрезвычайно ценил независимость. В начале 70-х годов, будучи на вершине славы, Пети снова ушёл из Оперы, чтобы единолично руководить (с 1972 по 1998 гг.) второй труппой Франции – Марсельским балетом, для которого он создал огромный репертуар, открыл школу при театре, лишь изредка возвращаясь в Оперу в качестве приглашённого хореографа. …Ещё в 1945 году Ролан Пети поставил балет «Бродящие комедианты», словно предсказывая собственную судьбу на долгие годы. Он имел успех, что вдохновило амбициозного юношу на дальнейшие творческие подвиги. При поддержке многих представителей послевоенной французской интеллигенции, в 21 год он сочинил свой первый шедевр – «Юношу и Смерть» (1945) на музыку И.С. Баха, автором либретто которого выступил сам Жан Кокто. Этот балет наметил тот «тематический круг», который есть и в «Соборе…»: каждый, подобно Юноше, волен выбирать жизнь или смерть. Как Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло… В 50-е годы Пети отправляется в Америку, работает в Голливуде, ставит танцы для голливудских звёзд. Но, несмотря на заокеанский успех, знаменитым его сделала «Кармен» (1949) - первый балет, созданный для Зизи Жанмер. Его стриженная «под мальчика» длинноногая Кармен – скорее француженка, чем цыганка. Как потом Эсмеральда – в неё словно «переселилась» душа погибшей Кармен. Эсмеральда – типичная парижанка, но с повадками девушки-цыганки, которую окружают такие же двойственные, как она, «карнавальные персонажи»: Квазимодо – чудовище с душой принца, Клод Фролло – дьявол в облике священника, Феб – осквернённое Солнце… Настоящий средневековый pas de quatre на фоне «недостроенного» Собора (прямые ассоциации с Вавилонской башней!), у которого отсутствуют устремленные в небеса готические шпили, иными словами – верхний «божественный этаж». Зато в балете Пети во всю «задействован» нижний уровень бытия: из подсознания персонажей бесконтрольно выползают наружу пугающие «химеры» – комплексы, страхи, страсти, эротические мечтания и метания, что сверхтипично для искусства ХХ века, особенно экспрессионизма, к которому тяготеет Ролан Пети. Подобно опытным гипнотизёрам, герои «манипулируют» друг другом, а заодно – слепой, неразумной толпой, которой можно внушить что угодно. Толпа, восхищаясь уродством Квазимодо, выбирает его «папой шутов» и тут же отворачивается от своего карнавального кумира, неистово молится в церкви, а затем нещадно богохульствует, радуется спасению Эсмеральды и бездумно требует её выдачи инквизиции. И лишь химеры, дразняще усмехаясь, столетиями следят с высот балюстрады за этой «пляской жизни и смерти» – танцевальным квартетом на фоне Собора. «Собор…» – четвертый балет Ролана Пети на сцене Большого театра, где в разные годы были показаны его «Гибель Розы», «Сирано де Бержерак» и «Пиковая дама». Проект осуществлен при поддержке Внешторгбанка. |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Посещение Собора Парижской Богоматери | MeLoMaNKa | Вопросы и ответы туристов | 7 | 08.05.2008 18:33 |
Книги Владимира Шитова "Собор без крестов" | Mike Deger | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 0 | 17.09.2007 13:35 |
СРОЧНО! Два билета на завтра 8 марта, театр Grand Opéra, балет "Proust" | Gumbert | Что-Где-Когда | 0 | 07.03.2007 14:31 |
В Париже появился Собор Китайской Богоматери | Boris | Новости из Франции | 0 | 27.12.2005 06:48 |