|
#1
![]() |
||
Бывалый
![]() ![]() |
А вот вы как раз на втором томе, там-то мсье Акунин и наплел - собственно, про ниндзя
![]() ![]() Ниндзя... Еще совсем недавно лишь единицы в нашей стране, да и в целом европейском мире, слышали это слово. Еще меньше людей располагали хоть какой-то информацией об этих загадочных тайных агентах японского средневековья. За сравнительно короткий срок - каких-нибудь 15-20 лет - многое изменилось. По многим странам мира прокатилась волна "ниндзямании". В кинотеатрах при полном аншлаге прошли знаменитые кинобоевики "Месть ниндзя", "Дух ниндзя", "Ниндзя-сакура"... Стали бестселлерами увлекательные романы о ниндзя, написанные Э. Ластбадером, Тода Кацуми и другими авторами. На прилавках книжных магазинов расположились десятки книг об истории, традициях средневекового японского искусства шпионажа. Появились даже практические наставления "по боевой технике воинов-теней". Возникли мощные организации, объединяющие сотни тысяч поклонников и "последователей" ниндзя по всему земному шару: Будзинкан-додзё, Гэмбукан-додзё, Всемирная академия нин-дзюцу Роберта Басси и другие. Казалось бы, такой колоссальный интерес широкой публики должен был подстегнуть активность "исследователей" в их "раскопках" секретов "ночных воинов", но на поверку это совсем не так. Практически ни в одной из имеющихся в настоящее время на рынке книг по нин-дзюцу мы не найдем ни детального, основанного на фактах, изложения истории этого искусства, ни цитат из исторических источников, ни отрывков из "секретных" трактатов. В чем же причина такого странного положения дел? А дело в той коммерциализации нин-дзюцу, которая имеет место сегодня. Во всем мире, как грибы, расплодились десятки "школ", секций, ассоциаций и федераций, представители коих за "толику" денег готовы раскрыть всем желающим "секреты японских невидимок". Отсюда колоссальная шумиха, поднятая вокруг нин-дзюцу, басни о непобедимости и всесилии "ночных демонов", сверхъестественных возможностях. Однако средневековые приемы маскировки, бегания по лесам и физическое и духовное самоистязание в духе спецназа могут заинтересовать лишь очень небольшое число чудаков-любителей и профессионалов из спецподразделений. Широкая публика в массе своей останется к этим малопонятным "забавам" равнодушна. И вправду, зачем клерку, рабочему или школяру лазить по деревьям и купаться в болотной жиже? Тем не менее "популяризаторы" нин-дзюцу, в первую очередь, представители "единственной в мире истинной организации ниндзя" Будзинкан-додзё, сумели найти приманку для "широких народных масс". Нин-дзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя из обычных лазутчиков и шпионов превратились в носителей истинного знания, в членов "тайных кланов", озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов. На резонный вопрос: "Откуда же такое обилие "подлых" хитростей и уловок и жестоких приемов в арсенале "носителей"? - ответ тоже был дан: "От необходимости защищаться от гонений со стороны правителей, рассматривающих учение ниндзя и лежащее в его основе религиозное учение сюгэндо как опасную "ересь". Новая концепция рекламы быстро позволила "построить в ряды" десятки тысяч последователей во всем мире. Еще бы, гармония с окружающим миром, духовное здоровье, реализация творческих потенций - разве это не идеал? Но беда в том, что у этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы. Даже особый раздел "Бансэнсюкай", называющийся "Сёсин" - "Правильный дух", не поднимается выше традиционного для всей дальневосточной культуры призыва следовать Пути (яп. До) - некоему высшему принципу правильной организации мироздания. Там же говорится: "Синоби-но моно, познав волю небес, следует принципам конфуцианства и буддизма, хранит в сердце мысль о том, что смерть и рождение тоже являются [частями] жизни; он помышляет о свободе от эгоистических желаний и сохраняет в душе речения мудрецов и древних". И все. Здесь нет даже намека на существование какого-либо особого учения ниндзя, а все упомянутые идеи в той или иной степени исповедовало все население стран дальневосточного региона. И это при том, что текст предназначался исключительно узкому кругу посвященных. Что же известно о "тайных кланах"? Сразу оговоримся, что сам этот термин по сути совершенно нелеп. Слово "клан" в русском языке имеет значение "род, родовая община" (такое определение дает, например, четырехтомный "Словарь русского языка" 1958 г. издания). А посему возникает совершенно законный вопрос, как может быть род или семья "тайными"? Видимо, под "кланами" имелись ввиду "тайные общества"? Однако всякое тайное общество должно иметь в своей основе какую-то политическую программу, но ничего похожего у ниндзя мы не найдем. Тем не менее кланы ниндзя действительно существовали, хотя и не были тайными. Особенность истории японского искусства шпионажа заключается в том, что в стране Восходящего солнца на определенном этапе появились семьи, зарабатывавшие на жизнь поставкой шпионов противоборствующим феодалам. Однако нужно отметить, что они никогда не исповедовали какого-либо тайного учения и не ставили перед собой политических целей. Шпионаж был для них таким же бизнесом, как торговля горшками, разница только в товаре. Итак, не было "тайного учения", не было "тайных кланов". ¨ (...) Таким образом основные положения "истории нин-дзюцу", в том виде, как они подаются в работах западных авторов, не выдерживают никакой критики. И нужно признать, что истинная история средневекового японского искусства шпионажа, равно как и оно само, по-прежнему остаются неизвестными вне Японии. Ну и так далее. Может быть, я неверно употребила слово - не приврал, а просто приукрасил, что соответствует определенной сложившейся традиции. И это хорошо, это делает книжку увлекательной до невероятности!
__________________
Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно. |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Отели "Fortuna", "Avenir", "Le faubourg","Marena" | carry | Мнения и вопросы о гостиницах во Франции (и не только) | 4 | 05.05.2007 22:11 |
"Мастер-класс студии "Апрелик" на "Эксполанг-2007" | Albosha | Что-Где-Когда | 7 | 13.02.2007 09:52 |