Olala пишет:
в "Орфографии" он боролся с своим либеральным неврозом...
|
Не совсем я понимаю, что он называет либеральным неврозом.
Я не настолько начитанная, чтобы раскусить всю его литературную игру, узнала я самых очевидных, тех, что на поверхности, Луначарского, Шмелева, Горького. А вот Ходасевич-Берберова-Ахматова -- это темный лес для меня, здесь сложновато. Он, Ходасевич, что же, с ними обеими был близок?
Зато я очень политизированная, читаю либеральных философов, поэтому как раз этот момент, его рассуждения о том, как все это вышло и могло ли быть иначе, мне больше на душу легли. Он там сталкивает разные идеи, с одной стороны у него вылезают эти темные, с другой стороны есть мотив о том, что это мы сами, все сами своими руками (люблю Исайю Берлина и надеюсь, это был кивок ему), а в итоге по Луазону все проще простого, все это заблуждения, смешно из-за чего копья ломались.
Я так поняла, он сильно не любит идеи Толстого. Я как-то одним глазом видела Культурную революцию с участием Быкова, посвященную Толстому, он, кажется, там выступал против. Сижу жалею, что не смотрела внимательно, может повторят когда-нибудь, теперь стало интересно.