|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Перепроверила себя на амазоне, книжки под рукой нет. Да, именно так и пишется - Dava Sobel. Судя по некоторой неравнодушности, демонстрируемой в обсуждаемой книге, католицизм для нее не пустое слово, т.е. я хочу сказать, что она может итало-американка, а Собел - от мужа? Имя ее для меня тоже загадочно - непонятное. Могу еше сказать, что живет она, как и я, на Лонг Айленде. Когда я об этом упомянула на книжном клубе, где обсуждалась другая ее книга - "Долгота" - "Longitude" - дамы стали говорить, что теоретически можно бы ее пригласить на книжный клуб, но идея эта заглохла.
А я вот могу поделиться и впечатлениями от "Долготы", хотя читала ее уже столько времени назад, что детали забылись, но обшхее впечатление осталось. Оказывается, приблизительно до середины 18 века морская навигация была наукой весьма приблизительной и описательной, т.е. моряки плавали в морях и океанах зачастую как слепые котята, несмотря на то, что большинство великих географических открытий к тому времени уже было сделано. Для определения широты местонахождения судна имелись морские приборы и проблем с этим не было. Долгота была камнем преткновения. Кажется, в 1742 году случилась страшная катастрофа на море, в результате неправильной прикидки места в штормовую погоду несколько (3? - за все цифры вам меня придется простить) военных кораблей королевского флота разбились у берегов Англии и стоило это сотен жизней. Случай этот потряс Великобританию и Парламент выделил научную премию тысячи в 2 фунтов стерлингов, что на сегодняшний эквивалент равняется чему-то больше миллиона или двух долларов. К тому времени было понятно, что есть два пути определения долготы - астрономический, т.е. наблюдение за солнцем и светилами. У него был очень большой недостаток - в плохую погоду они не видны, а плохая погода на океане может длиться неделями. Другой способ основывался на знании, что эмпирически был известен факт - 1 градус географической долготы равняется скольки-то милям (60? - не помню). Исходя из этого и имея часы можно рассчитать местонахождение. Все упиралось в отсутствие надежных часов. Имеюшхиеся модели от сырости и морской соли ржавели, врали, отставали, убегали, т.е. современные европейские технологии не могли предложить модели часов, работаюших в экстремальных условиях надежно. Книга Собел о человеке, решившем проблему - Джон Харрисон ( я себя не проверяла, но запомнила его имя по сочетанию имени и фамилии двух битлов, так что есть некоторая вероятность, что окажется он Полом Старром - шутка). Очень драматичное повествование о человеке, который все делал, как говорит Жванецкий просто "тшательнЕе", чем другие. Драматична и история его, в обшем простого ремесленника, борьбы за приз с представителем академической науки - титулованным астрономом, в которой последний выглядит далеко не на пять баллов. Анекдотические всякие мелочи украшают книгу. Первая жена его умерла и он женился вторично, и так получилось, что обеих его жен звали Элизабет, так же звали невестку и, кажется, даже и внучку (насчет последней не уверена). Получилось, что он всю жизнь провел в окружении женшин, которых звали Элизабет ![]() Интересны рассказы о взаимоотношениях английских и французских часовшиков, возникновении Гринвичского меридиана, соперничестве Парижского с ним. Книга специфическая и читать ее я порекомендовала бы только тому, кого что-то из ее тем задевает - будь то основная проблема, отраженная в названии, эпоха или история часового дела - про него много завораживаюших подробностей. Например, первые "морские" часы Харрисон сделал используя самосмазываюшхиеся породы какого-то дерева Книга довольно короткая и не замучила. Вскоре после нее я читала "Остров накануне" любимого вообшхе-то Умберто Эко, но именно "Остров" меня замучил. Будучи многоплановой, книга Эко уделяет много внимания той же проблеме на сотню лет раньше. Цитата:
![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|