|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
www.vestnik.com
Владимир МАТЛИН (Вирджиния) Тан и Тон Рассказ В субботу вечером Петровская улица, пустая и сонная в обычные дни, становилась почти что многолюдной. Сюда, в центр, стекались люди всех сословий и этнических групп, представлявшие все слои и вкрапления необыкновенно пестрого шестидесятитысячного населения этого южно-русского города. Тяжелой походкой фланировали по Петровской греческие матросы, солидно ступали русские чиновники и купцы, шныряли босые цыганята, вразвалку шли украинские чумаки и хуторяне, поспешали домой из синагоги, не глядя по сторонам, евреи, у которых только что кончился шаббат. А ещё армяне, молдаване, арнауты… Немного в стороне от этого шествия, у входа в какую-то лавочку стоял молодой человек в гимназической форме и поношенных ботинках и смотрел на проходивших мимо людей, впрочем, без особого внимания. Взгляд его скользил по толпе, с кругловатого лица не сходила привычная, несколько рассеянная улыбка, которая никак не отражала его мыслей. А мысли у него были совсем не улыбчатые. Дело в том, что последние два года молодой человек жил в городе один, семья его переехала в Москву, а он был оставлен здесь до окончания гимназии. Никакой материальной поддержки из Москвы он не получал по причине крайне бедственного положения семьи, и жил тем, что зарабатывал уроками. Заработки эти были весьма скромными, случайными. Правда, как раз послезавтра, в понедельник, некто Селиванов, местный обыватель, обещал заплатить ему сколько-то за обучение племянника, но какова эта сумма, угадать было трудно, поскольку финансовые отношения с Селивановым были весьма сложными: молодой человек жил в его доме, и таким образом обучение племянника можно было рассматривать как плату за проживание; но с другой стороны, Селиванов купил этот дом у его семьи за шестьсот рублей, и проживание гимназиста можно было считать условием сделки по продаже дома. Все это не было нигде записано, а как бы подразумевалось («мы ведь свои люди, не обидишь, чай…»). Притом стороны понимали условия сделки каждый по-своему. Что скажет Селиванов в понедельник? А в кармане, между тем, оставалось десять копеек — два пятака… Невеселые мысли гимназиста прервал оклик: — Тон! Добрый вечер, Тон! Так называл его только один человек во всем городе. — Здравствуйте, Тан! Как поживаете, Тан? — сказал он и только потом оглянулся. Разумеется, это был он. Они придумали друг для друга эти веселые клоунские прозвища, уменьшительные от их имен, и с удовольствием вставляли их во всякий разговор. — Как дела, Тон? — Всё хорошо, Тан. Оба смеялись, стоя друг перед другом. Подошедший, Тан, был одет точно в такую же гимназическую форму, но новей и чище. И ботинки у него выглядели новенькими. Был он меньше ростом и моложе Тона, темные волнистые волосы обрамляли его бледное лицо, на котором пробивался не тронутый бритвой пушок. — Вы не заметили в толпе Сороконожку? — спросил он, понизив голос. — А что он нам? — ответил Тон, не переставая улыбаться. — Мы одеты по форме, и сейчас только половина девятого. Сороконожкой называли инспектора гимназии Дьяконова, известного свирепой придирчивостью. Тан в задумчивости почесал волосинки на подбородке: — Сегодня дают «Убийство Коверлей», Горяева играет. Посмотреть охота, но ведь он обязательно подкараулит, Сороконожка чертова… Оба опять засмеялись. Тан постоял, помялся с ноги на ногу и, наконец, спросил: — Тон, вы будете свой журнальчик выпускать, «Заики»? С ним как-то веселей… — Нет, больше не могу, совсем времени не хватает. А вот вы бы и взялись, у вас получится. Ваши рассказики в журнале были совсем неплохи. Тан густо покраснел, похвала старшего товарища явно много значила для него. — Что вы… Как у вас, не получится, — ответил он учтиво, совсем по-взрослому. Их разговор прервал нищий. Он незаметно подошел к ним и, схватив Тана за рукав, стал настойчиво бормотать: — Пенао, пенао… Пенте лепта… Досе му пенте лепта. — Отвяжись! Пошел вон! — испуганно закричал Тан и вырвал свой рукав. — Что ему надо? — Он говорит, что голоден, и просит пять копеек. Это Мартос, его все здесь знают. Вид у нищего был отменно жалкий. — А вы понимаете по-гречески? Тон неожиданно рассмеялся: — Вообще говоря, нет, не понимаю. Я до гимназии два года просидел в греческой школе. Без толку. Хотя Мартоса я понял. Скажу больше: из-за греческого я остался на второй год в пятом классе гимназии. — Ну, знаете, это совсем другое дело: греческий язык классический и греческий язык теперь, на улице… Ничего общего с Гомером не осталось. Что произошло с этим народом?.. — А как получилось, что современный еврейский жаргон ничего общего не имеет с языком Библии? Тан вздрогнул и испытующе посмотрел на собеседника. Тон продолжал безмятежно улыбаться. — Как бы то ни было, я ему ничего не дам. Принципиально, — сказал Тан строгим, почти торжественным голосом. — Я считаю, что милостыня и всякая благотворительность очень вредны, поскольку создают у бедных и угнетенных иллюзию, что в их положении возможно какое-то улучшение, какой-то благополучный исход. А это неправда: только в борьбе рабочий люд может обрести свое право. — Он опасливо взглянул на нищего. — Пусть уйдет, я ничего ему не дам. Тон сказал что-то по-гречески, и нищий уныло поплелся прочь. — Вы со мной не согласны? — спросил Тан. Тон задумчиво посмотрел вслед нищему: — Не знаю. Может вы и правы, но только он ведь с голоду умрет, пока его право будет завоевано в борьбе. Вот незадача какая… Они еще некоторое время молча постояли рядом, потом Тан сказал: — Ну ладно, мне пора домой, меня ждут. Жаль, что вы не будете издавать свой журнальчик. Тон подождал, пока Тан скрылся в толпе, и быстрым шагом направился по Петровской в противоположном направлении. Через минуту-другую он нагнал нищего грека и сунул ему в грязную ладонь пятак — один из двух пятаков, которые оставались у него в кармане. «Ладно, — подумал он, — как-нибудь завтра перебьюсь, авось на обед кто-нибудь пригласит. А в понедельник поговорю с Селивановым. В конце концов, должен он совесть иметь…» Вот и вся история. Осталось представить её участников. Тан — это Натан Богораз, который со временем стал видным революционером-народовольцем и ученым-этнографом с мировым именем. В частности, находясь в ссылке в Восточной Сибири в 1889-1899 годах, он впервые описал чукчей, их язык и обычаи. Считается одним из основателей советской этнографии. Также писал прозу и революционные стихи. Например, его перу принадлежит стихотворение: «Слезами залит мир безбрежный, вся наша жизнь — тяжелый труд». И еще одна деталь: несмотря на то, что был он абсолютно не религиозным человеком, в дореволюционные годы официально принял православие и стал именоваться Владимиром Германовичем Таном. Умер в 1936 году в полном уважении и почете у советской власти. Ну, а его собеседника, Тона, и представлять не надо: это Антон Чехов. Они учились в одно время в Таганрогской гимназии. Провал Рассказ Он долго разглядывал расписание поездов. Мысли разбегались, он никак не мог сосредоточиться и понять, когда же отходит ближайший поезд на Москву. Наконец понял: в двенадцать, то есть в полдень. Самый что ни есть медленный поезд, до Москвы он плетется двадцать два часа. Но это ничего, даже неплохо: у него будет время, чтобы обдумать безобразное событие прошлого вечера, он постарается сделать выводы и успокоиться, чтобы предстать перед родными в Мелихове спокойным, ироничным, уверенным в себе. До поезда оставалось более часа. Первым делом он вышел на площадь перед Николаевским вокзалом и принялся скупать утренние газеты: «Новости», «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Биржевые ведомости», «Маленькие осы», «Альбом свистунов»… Газетчик, не по-петербургски румяный парень, весело покрикивал: — Полный провал «Чайки» в Александринке! Писатель Чехов освистан! Он купил у парня несколько экземпляров, и парень взглянул на него с недоумением: десять минут назад он подбегал к этому господину в пенсне, предлагал газеты, но тот сказал «не интересуюсь», а теперь вот скупает всё подряд. Пойми их, интеллигентов этих… Чехов действительно не стал покупать газету в присутствии провожавшего его Потапенко: даже перед близким другом он хотел выглядеть спокойно-невозмутимым. Пускай они там лают взахлеб, шавки газетные, он и без них знает, что на самом деле вчера произошло. Но сейчас, когда Потапенко распрощавшись уехал, и никто из знакомых не мог его видеть в толпе на вокзальной площади, он хватал эти газеты, разворачивал их и пробегал взглядом заголовки: здесь есть, и здесь тоже, а у этих-то и подавно… Все столичные газеты, вышедшие в это утро, 18 октября 1896 года, писали о провале новой пьесы Чехова в Александринском театре. По единодушному мнению прессы, провал был абсолютно заслуженным. В выражениях братья-журналисты не стеснялись: «чушь», «нелепость», «скандал», «бессодержательность», «полный сумбур», — в разных сочетаниях эти слова заполняли решительно все рецензии. Читать газеты навесу, с чемоданом в руке, было неудобно. К тому же снова пошел дождь. Чехов вспомнил, что состав подается заранее, и побрел на перрон. Действительно, посадка уже началась, и пассажиры медленного поезда, публика по большей части небогатая, толпились у входов в вагоны. Чехов отыскал купированный вагон, поднялся по крутым ступеням. В купе, к его радости, никого еще не было. Он повесил пальто, влажное со вчерашнего вечера, пристроил на полке шляпу, разложил газеты на столике под окном и принялся за чтение. «Это очень плохо задуманная, неумело скомпонованная пьеса, с крайне странным содержанием или, вернее, без всякого содержания. От каждого действия веяло отчаянной скукой, фальшью, незнанием жизни и людей. Это какой-то сумбур в плохой драматической форме», — прочел Чехов в «Петербургском листке». «Новости» называли спектакль «небывалым в летописи нашего образцового театра скандалом». «После третьего действия, — писал рецензент, — шиканье стало общим, оглушительным, выражавшим единодушный приговор тысячи зрителей тем «новым формам» и той новой бессмыслице, с которыми решился явиться на сцену «наш талантливый беллетрист». Вот так: «наш талантливый беллетрист» — в кавычках… Чехов оторвался от чтения и задумался. Действительно, последние десять лет в печати его иначе и не называли: «талантливый беллетрист», «яркое дарование», «надежда русской литературы». Это началось в 1886 году, когда ему было 26 лет. Его рассказы заметил патриарх русской литературы Григорович, который нашел в авторе большой талант и предсказал ему большое будущее. А главное — Григорович представил его редакторам ведущих «толстых» журналов. А что он написал к тому времени? Да ничего особенного — несколько десятков шутливых рассказиков, которые помещал во второстепенных журнальчиках, стесняясь подписываться настоящим именем, потому что не верил в свое писательское призвание. Доктор Чехов — это серьезно, это его будущее, а писатель Чехов — это на время, просто чтоб заработать на жизнь, семью поддержать, пока он изучает медицину в университете. Всё лучше, чем давать уроки купеческим недорослям… И подписывал: Антоша Чехонте, или того хлеще: Человек без селезенки. И вот двери солидных журналов открылись перед ним (а может быть, перед авторитетом Григоровича). Но что еще важнее, сам он изменился, поверил в свои возможности, начал писать «всерьез». Стали появляться его «серьезные» рассказы: «Спать хочется», «Каштанка», «Враги», «Дома»… И повесть «Степь», принесшая автору всероссийскую известность. Подписывался он теперь Ан. Чехов или Антон Чехов. Затем — «Дуэль», «Попрыгунья», «Палата номер шесть», «Черный монах», «Анна на шее»… Теперь уже он был «гордостью русской словесности», её будущим… а тут вдруг сразу — и неумелый, и скучный, и жизни не знает, и талант его сомнителен… Только сейчас он заметил, что поезд уже идет полным ходом. И в купе он больше не один: место против него занимал пожилой человек, по виду мелкий чиновник, а рядом на скамейке пугливо жалась бледная, невзрачная девица. В Петербурге она, видимо, простыла на сыром ветру и теперь поминутно вытирала нос скомканным розовым платочком. Чехов кивнул обоим попутчикам, через силу улыбнулся и снова погрузился в чтение. «Давно уже не приходилось присутствовать при таком полном провале пьесы, — восклицал авторитетный критик Кугель в «Петербургской газете». — Это тем замечательнее, что она принадлежит перу талантливого писателя, хотя может быть и не в меру возвеличенного друзьями. О, эти друзья талантливых авторов!» Еще один сюрприз: талант-то его, оказывается, дутый. Это всё друзья-журналисты раздули, вот те и на! Да, друзья-журналисты… Чехов оторвался от газеты и невидящим взглядом уставился в забрызганное дождем окно. Друзья. Вот тут и заключалось самое главное, что он не мог понять. Провал спектакля можно было, в конце концов, вполне разумно объяснить рядом причин. Пьеса была недостаточно отрепетирована, актеры плохо знали и плохо понимали роли. Затем, спектакль был объявлен бенефисом комической актрисы Левкеевой, и пьеса называлась комедией. Публика пришла посмеяться, «с приятностью провести время», а тут, извольте радоваться, какой-то модернизм, «настроение», какие-то «новые формы»… Вот публика и заскучала. Это всё можно понять. Но вот чего Чехов понять не мог, это открытого злорадства пишущей братии. В театре, уже после первого действия, знакомые ему по редакциям журналисты открыто смеялись, обменивались ироническими взглядами, откровенно торжествуя по поводу провала пьесы. А ведь это люди, с которыми годами приятельствовал, не раз обедал и ужинал, проводил время, задушевно беседовал, ломал за них копья… А тон, в котором писали критики!.. «Это не чайка, а дичь какая-то». «Пьеса Чехова даже не плоха, а совершенно нелепа». Многие не считали нужным хотя бы скрывать свое торжество по поводу неуспеха собрата по перу. «Единодушие публика проявила редкое, и конечно этому можно только порадоваться», — писал рецензент «Новостей». Так и написал: «порадоваться». Или вот стишата в «Альбоме свистунов»: «Обладаю даром/ Редким символиста/ И пишу я с жаром/ Только ерундисто,/ В рамках очень узких./ Пьеса не для русских,/ Не для итальянцев/ И не для испанцев,/Даже не для чехов./ Вот каков я, Чехов». В чем дело? За что? Словно вдруг прорвалась давно и тщательно скрываемая неприязнь к удачливому коллеге… — …В Петербурге ветер особой вредности, это помнить, барышня, надлежит, — дошел до Чехова высокий, похожий на скрип двери, голос соседа по купе. — Вы, позвольте узнать, откуда будете? — Я с родителями… в Серпухове проживаю, — виноватым голосом проговорила девушка. — Так и думал, — строго молвил чиновник. — То есть, конечно, не насчет Серпухова думал, этого я знать не мог, а вот не из Петербурга — это сразу видать. По одежде. Несерьезная, извините, одежда для петербургского октября. Неужто маменька не наказывала одеваться теплее? Девушка вконец смутилась, покраснела и опустила голову. Чехов снова отвернулся к окну. Голые безлистные деревья зябко шевелили мокрыми ветками под напором ветра. Мокрое пустое поле, раскисший под дождем проселок… Чехов никогда не принадлежал ни к одному из направлений русской общественной жизни: ни к либералам, ни к консерваторам, ни к западникам, ни к славянофилам. Он печатался одновременно и в консервативном «Новом времени» и в либеральной «Русской мысли»; точно так же среди его друзей были и видные консерваторы, и духовные наставники либеральной молодежи. Некоторые его вещи, случалось, поругивали либералы, а другие рассказы не нравились консерваторам, но в целом он отлично ладил с редакторами, журналистами и всей литературной братией. Да, некоторые идейные люди, как Николай Константинович Михайловский, считали отсутствие «направления» недостатком Чехова-писателя. Но, несмотря на подобные критические мнения, он был все эти годы, до самого сегодняшнего дня, баловнем и любимчиком литературного мира. Во всяком случае, его писательский талант не вызывал сомнений ни у кого. Конечно, за глаза про него говорили: «Ласковый теленок двух маток сосет». Они не в силах были понять, что для Чехова эта независимость от направлений была не просто удобной формой существования в литературе, а, может быть, главным принципом художественного творчества. Ведь всякая идейная вовлеченность, он был в этом убежден, превращала творческий процесс в марш по заданному направлению. Какие же возможны тут художественные откровения? Это что-то вроде подыскивания картинок к написанному кем-то тексту. Он не хочет судить о жизни с заранее заданных позиций, и вообще он не судья людям. Он просто показывает: вот как оно обстоит в жизни. А судят пусть другие — у кого достанет на то смелости и права… — …Не изволите ли, сударь… простите, звания вашего не знаю,.. не изволите ли составить нам компанию? Сосед по купе раскладывал на своем бауле традиционную дорожную снедь: вареные яйца, помидоры, свежие огурцы, бутерброды. — Супруга в дорогу собрала, Анфиса Игнатьевна. Домашняя пища, следует признать, имеет неоспоримые преимущества. Перво-наперво, домашняя пища… — Спасибо за приглашение, перед самым отъездом поел, — ответил Чехов. — Ох, я тут со своими газетами места вам на столе не оставил! Как нехорошо, извините. Сейчас уберу. Он смахнул ворох газет на нижнюю полку и отвернулся к окну, дабы избежать лекции о пользе домашней пищи. События минувшего вечера переполняли его. Актеры сразу почувствовали реакцию публики и вконец пали духом. Всё валилось к чертям под насмешливые реплики зрителей и злорадные смешки пишущей братии. Он не смог этого выдержать — после второго действия надел пальто, поднял воротник, пробрался к выходу и буквально убежал из театра. «Яко тать в нощи», — говорил он об этом позже. Последнее, что он слышал в толпе: «И как это дирекция театра допускает на сцену подобную ерундистику!» Почти всю ночь он бродил один по холодному, мокрому от дождя Петербургу. Он не хотел видеть никого, ни с кем не мог говорить. Сестра, которая приехала в Петербург на премьеру «Чайки», страшно волновалась и повсюду его искала. Часа в четыре утра, насквозь промокший, он пришел, наконец, к Суворину, у которого остановился в тот приезд. Первое, что он сказал: — Назовите меня последним …. (он употребил ругательное слово), если я когда-нибудь еще напишу пьесу. … — В этом вся беда нашего времени! — горячился сосед по купе. — Старших больше не слушают, какое там… Молодежь, студенты — вот кто сегодня задает моду. А что они знают, кроме своих глупых хотений? Я не имею в виду, барышня, вас, но, так сказать, собирательно… Вот и вам маменька наказывала одеться потеплей, но где уж… Кто нынче родителей слушает? — У меня нет ничего теплого, — осмелилась сказать девушка. — Здоровье беречь надо, оно не только вам принадлежит, а в некотором смысле всему обществу. А что это за пальтишко на вас? Срамота! Только кавалеров, извините, прельщать, а тепла-то никакого. Девушка так густо покраснела, что бледные щеки стали малиновыми. — Я же, поймите, хорошего желаю. С мокрыми-то ногами и ревматизм недолго заработать. Посмотрите на свои туфли… Она вскочила с места и бросилась к выходу. Тяжелая дверь не поддавалась, она беспомощно дергала ручку, слезы катились по её щекам. Чехов встал и помог ей открыть дверь. «Спасибо», — пролепетала она, всхлипывая, и выбежала из купе. — Ну вот, довели барышню до слёз, — сказал Чехов, возвращаясь на место. — А что я сказал не так, позвольте спросить? — взвился попутчик. — Может быть я не прав, что родителей слушать надо? Слова, видите ли, сказать не смей — тотчас в истерику… Из-за двери доносился сдерживаемый плач. Этим числом, 18 октября 1897 года, датированы три письма Чехова, которые он успел написать, видимо, до отъезда из Петербурга. Одно — сестре, другое брату М.П.Чехову, третье — верному другу Суворину. Смысл всех трёх писем — «чувствую себя не особенно скверно», потому что «уже был подготовлен к этому репетициями». «Этого дня никогда не забуду, как не мог бы забыть, например, если бы меня ударили». И вывод: «Проживу 700 лет и не напишу ни одной пьесы. Держу пари на что угодно». Хорошо для Чехова, что никто не заключил тогда с ним пари: проиграл бы Антон Павлович… Немирович-Данченко уговорил Чехова поставить «Чайку» заново в Художественном театре, и 17 декабря 1898 года премьера состоялась. С этого момента начинается победное шествие «Чайки» по сценам всего мира. Да и сам Художественный театр заново родился вместе с этим спектаклем — недаром чайка стала эмблемой театра. За «Чайкой» последовали «Дядя Ваня» (1899 г.), «Три сестры» (1900 г.). «Вишневый сад» был поставлен в Художественном 17 января 1904 года, в день рождения Чехова. Премьера спектакля превратилась в юбилейное торжество, на котором тяжело больной Чехов сидел в кресле на сцене. Ему оставалось жить пять месяцев… Великий парадокс биографии (и личности) Чехова выражался в том, что, с одной стороны, его как бы всегда высоко ценили и считали великим талантом, а с другой — не понимали и раздраженно придирались решительно ко всему, что он делал. Раздраженные придирки не кончились даже после смерти великого русского писателя. Например, вот что писал некий Н.Берг в дни похорон Чехова в газете «Родная речь»: «Размеры способностей покойного Чехова были довольно скромны… Яростные взвизги газетного еврейства и крайних элементов, преувеличенные раздувания и превознесения произведений автора — всё это оттого, что он был ихний (выделено мной — В.М.). Всё, что отрицает русскую жизнь, Россию — все это ими превозносится и раздувается». Чехов, отрицающий Россию… Вот уж действительно: бумага все терпит. А люди?... |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Кому нужен эспумизан? | Dorry | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 16 | 02.07.2016 14:43 |
Кому нужен черный кот? | leonarda | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 0 | 29.04.2011 15:18 |
Кому нужен этот Васька? | chelny | Живой уголок | 10 | 16.05.2010 19:54 |
Кому нужен Carte Orange? | maggie | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 2 | 30.08.2007 17:24 |
Аквариум кому нужен? | Pandora | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 5 | 21.03.2006 10:31 |