|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
По наводке сына читаю книгу Лина Ютанга [Lin Yutang] Моя страна и мой народ. Речь о Китае, понятное дело. Книга была написана в середине 30-х годов, издание тогдашнее же, наверное, не переиздавалась. Оригинал - на английском языке.
Разбирается китайский характер, способ мышления, идеалы. Вторая часть посвящена описанию социальной и политической, литературной, артистической, женской жизни. Из-за времени написания (еще до коммунизма) очень интересны его невольные пророчества. Например, про коммунизм: он уже в то время ясно видел, что база в среднем классе для установления прокоммунистического строя была велика (он пишет, что все учителя начальных школ прокоммунистически настроены). Сам он относится к коммунизму как к очередной моде, пришедшей с Запада, которую китайский народ с течением времени преобразит до неузнаваемости. Мне кажется, он прав, таки да, преобразил до неузнаваемости. Еще одно пророчество - о науке. Он пишет, что китайцам как цивилизации несвойственно научное мышление в европейском стиле. Однако они вполне способны воспринимать новое и при неизбежном переносе на китайскую почву современных научных методологий появятся выдающиеся ученые. Вот это уж точно случилось. Не припомню никакой такой книги о России и русском народе, хотя утверждения того, что цивилизационные отличия народа имеются, часты. Не очень понравилась критика английского языка и призыв к языку брать пример с "пиджин" - "моя твоя пошла поесть" ![]() У того же автора есть книги "Мудрость Китая и Индии", "Мудрость Соединенных Штатов". Вспоминаю о Джареде Даймонде. Лин Ютанг приписывает китайской цивилизации (обществу) неагрессивность, мягкость, пацифизм. Наверное, сравнивая китайцев с западной цивилизацией, все эти качества могут быть обнаружены в китайцах. Однако Даймонд в [Guns, steel and germs] пишет о том, что современный китайский этнический тип - результат вытеснения коренных жителей полинезийского типа северным. Я уже давно читала Даймонда и могу ошибиться, но он утверждает, что любая победоносная человеческая цивилизация (а китайская - успешна) относится к агрессивному типу. Уровень агрессии может быть разный. Наиболее высок этот уровень агрессии в самой успешной - западной модели развития человечества. У Лина есть лингвистическая "наводка": он почти пишет: прогресс = агрессия. Собственно, международные отношения можно рассматривать, как различные способы противодействия европейско-американской агрессии. В случае бесхитростных арабов - прямая борьба, в случае лисьих дальневосточных цивилизаций тактика "если не можешь победить врага, обними его". Кто-нибудь вспомнил айкидо? Книга мне многое объяснила в характере китайцев как нации. Нужно сказать, что у меня лично было довольно много клише из разряда "желтая угроза" - этим клише любили пользоваться как в Советском Союзе, так и сейчас на Западе. Несколько слов скажу об авторе. Он был воспитан в миссионерской школе, христианином, но в сознательные годы определял себя язычником. В книге он об этом и вообще о себе не говорит, но нужно полагать, что язычник означало в этом случае таоист. Лин Ютанг довольно жестко критикует конфуцианство, сформировавшее китайскую цивилизацию и возлагает на него ответственность за все беды китайского общества. Не так давно (нашла - в марте 2006) читала Ричарда Буллиета, который старался ответить на вопрос неудач мусульманской цивилизации в сравнении с христианской и дальневосточными. Успешное экономическое развитие Японии после революции Мэйдзи и с 60-х годов 20 века по сейчас Буллиет приписывает влиянию конфуцианства и сожалеет, что на Ближнем Востоке не было подобного влияния, почему он (Ближний Восток) и погряз в коррупции. В частности, в своей критике конфуцианства Ютанг пишет, что определив пятерку важных отношений между людьми (отец и сын, подданный и император и т.д.), философ забыл об отношении между двумя незнакомыми людьми, которые в иудео-христианской культуре определяются библейской притчей о добром самаритянине. Из-за этой лакуны китайцу незнакомец обычно представляется лакомой добычей, которого можно общипать ровно настолько, насколько сам незнакомец это позволит. Морального запрета нет. Много раз на протяжении книги Ютанг говорит, что китайцы - нация индивидуалистов, что противоречит например русским представлениям о них. Для русских китаец, особенно после Мао Цзе Дуна, человек толпы. Ютанг находит такой образ для подтверждения своего тезиса. Сравнивая японцев с китайцами, он говорит, что китайцы представляются ему подносом с песком, в котором каждая песчинка - человек, а японцы - куском гранита. Нужно, конечно, помнить об исторических обстоятельствах середины 30-х годов, когда писалась книга. Японцы активно отхватывали куски территории Китая. В длинной истории китайской цивилизации Ютанг находит философа, следуя чьим советам китайцы были бы более успешны, чем с Конфуцием. Это Ханфейтзе. Однако он разделил судьбу Сократа - его приговорили выпить чашу с ядом. Очень подробно пишет Ютанг о литературе, поэзии, живописи, каллиграфии. Говоря о каллиграфии, упоминает "принцип несовершенства". Для пущей красоты стиля квадрат должен быть слегка искажен, симметрия должна быть неполна. Этот принцип представляет красоту момента. Порядок слов в моих писульках должен быть нарушен, Майкрософт Ворд должен найти в них несообразности ![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|