|
#1
![]() |
||
Модератор
![]() Дата рег-ции: 02.01.2002
Откуда: Moscow, Russia
Сообщения: 4.096
|
Хотел высказаться еще тогда, когда у нас шел разговор по поводу упомянутых Мерана психологах, которые делают там какие-то эксперименты с музыкальным НЛП... но готовился к концерту и замотался, в общем
![]() Могу от себя сказать, что я очень рад, что опыты по созданию музыки, способной гарантированно манипулировать подсознанием человека ничем не увенчались. Буду надеяться, что и в будущем не увенчаются. Зачем это делается? Ну, во-первых - деньги и слава. Плохо ли, если связать свою фамилию с таким открытием, и сделать на этом бизнес, "леча" людей? Я намерянно беру в кавычки слово "лечить". Потому, что если традиционный гипноз уже достаточно изучен - изучены способы проникновения в подсознание и последствия для человека, то опыты с музыкой могут иметь непредсказуемые последствия - музыка является сильнейшим психологическим раздражителем и способна очень сильно влиять на человека. Все мы помним старый советский фильм "Судьба резидента", где герой Ножкина, находясь в плену у германских спецслужб, подвергается пытке под названием "музыкальная шкатулка". То есть, достаточно легко создать даже непрофессионалу некий звукоряд, способный оказывать деструктивное воздействие на психику человека. С этим просто. Так же как и вообще разрушать, ломать - тоже просто... Но, тут мне могут вполне резонно заметить, а к чему это я все это говорю, и при чем здесь Классическая музыка? А вот тут как раз и начинается самое интересное... Мы уже только что разобрали пример с деструктивным влиянием музыки. А что же эти психологи, ведь они вроде как хотят лечить людей? Они хотят создавать "терапевтическую" музыку... И вот здесь стоит задать главный, пожалуй, вопрос... А нужно ли это делать? Вопрос о том, в состоянии ли они это делать, мы еще рассмотрим. Это все была прелюдия (помните, как в мультике "Падал прошлогодний снег" - "это все была сказочка, а сейчас начинается быль" ![]() Думаю, любой мыслящий музыкант рано или поздно задается вопросом - как воздействует музыка на человека, и какая музыка как воздействует? Вот такой вот сложный вопрос... Но начнем мы не с этого. В нашей жизни присутствуют некие абсолютные вещи, способные делать нечто, и обладающие некими постоянными качествами. Например, вода - когда она чистая, она освежает, смывает, вообще без нее жизнь невозможна. Но что будет, если в воду добавить, скажем, какой-нибудь гадости? Вода останется водой, которая будет так же освежать, смывать, ее тоже можно будет выпить. Но! Что будет после такого употребления? На коже останутся остатки этой гадости, а если выпить - можно вообще отравиться... В любом случае, мы видим, что будет только вред. Так что же музыка? Если она "экологически чистая", а по отношению к музыке, уверен, можно применять и такой термин ![]() ![]() А что такое эта самая "экологически чистая музыка" (впрочем, вы правы, дурацкий термин, но в контексте сегодняшней жизни - вполне употребим)? Какими качествами она должна обладать? Скорее всего, мы все подумаем о той самой красивой, чистой, искренней музыке, которую так любим! Мы привыкли просто говорить, что она красива, и что после прослушивания ее нам становится хорошо, ведь так? Ну а что же до другой музыки, которая странным образом почему-то влияет на нас не очень хорошо? Те же семь нот, вроде и красива (хотя инода бывает - прямо скажем безобразна), но веет он нее тоской загробной, безысходностью, вобщем, нам плохо становится. Хорошо, что той самой, красивой - неизмеримо больше! Мы, слушая ее, особо не задумываемся, какая она - нам достаточно того, что мы получаем приятные эмоции... Но ведь так просто не бывает - раскидать в произвольном порядке ноты по нотной бумаге, и чтобы сразу "красиво". Иные пыжатся, пыжатся, а не могут родить, создать ничего настоящего... А ведь мы с вами знаем много примеров, когда вроде ничего особенного не наворочено, а как красива и как божественна мелодия... И вправду, как говорится, "Где просто - там ангелов со ста". Тут мы подходим к тому, что есть много примеров музыки, обладающей постоянным качеством - Гармонией, от которой буквально светится надеждой, добром, красотой, любовью - не правда ли, это все то, что мы ищем в жизни, и находим в таких вещах, как религия, и произвольных от нее - музыка, поэзия, изобразительное искусство, и тд, ведь настоящий музыкант/поэт/художник - это тот, кто своим творчеством служит прежде всего: служит Богу, добру, людям наконец... Значит, если есть примеры в музыке, показывающие истинные примеры и идеалы служения, то такая музыка просто не может не воздействовать на человека определенным образом, заранее запрограмированным, особенно учитывая все те трудности жизни, которые человек испытывает каждый день. Человеческая душа и психика, подвергаясь ежедневным стрессам и прочему негативу очень сильно устает, и ей просто необходима духовная пища, в виде музыки, книг, созерцания природы и прочих регенирирующих вещей, всем известных. Я часто задавался вопросом: почему, когда нам плохо, или хорошо, нам так хочется слушать музыку - но всегда разную, соответствующую той или иной жизненной ситуации? И, главное, в ней мы получаем и утешение и облегчение, обретая в конечном итоге душевное равновесие... Есть примеры, где изображается много негатива (в конечном итоге - зло, как основа всякого негативного явления) - для меня это музыка Шостаковича. Он, пожалуй, как никто остро, точно и пронзительно сумел выразить в музыке все те ужасы, все зло прошедего 20го века. У него просто океан переживаний и различных жизненных явлений! Но, поразительная вещь - после Шостаковича, в музыке которого столько зла, изображенного поразительно точно - хочется жить, она дает утешение. Почему? Почему так? А потому, что даже несмотря на это, он внутренне стремился к светлому идеалу, именно поэтому уже в его музыке зло побеждено, оно заключено в некие рамки, и не способно выплеснуться на зрителя и утопить его в себе - а если отбросить иносказателность, то эта музыка не поселяет в душе безысходности, потому что изначально стремится к Богу, потому что это нормальное и естественное состояние для души, которое мы часто не осознаем, но ведь мы все стремимся и любим покой, красоту, добро... Но почему это так? Ведь интересно разобраться в механизме воздействия, правда? А по сути, никакой тайны нету. Здесь действует принцип прививки от той или иной болезни. Ведь в прививке содержится уже побежденный вирус, антитела, некая запрограмированная последовательность работы имунной системы после получения дозы сыворотки. Имунная система реагирует на проникновение, и человек как бы заболевает, но в очень слабой форме, и эта болезнь идет ему во благо, потому что появляется иммунитет от болезни. Так же и композитор - вся работа по обузданию и побеждению негатива ("вируса", зла) происходит глубоко в его душе, и в результате этого колоссального внутреннего труда он создает свою музыку - и эта музыка, уже в основе своей содержащая побежденное зло, те невидимые антитела, которые действуют на духовную и душевную составляющие человека, заставляя пережить "болезнь" в ослабленном виде, но неизменно вылечивая при этом человека. И именно поэтому, после того же Шостаковича, мы обретаем надежду, и иммунитет от внешнего зла - потому что наша душа становится сильнее и получает силы бороться. Это - пример негатива в музыке, который на самом деле оказывается позитивом, потому что здесь огромное значение имеет то, что за "вакцину" делает композитор и к чему стремится в основе своей? А теперь, о той музыке, которая являет собой Гармонию, и даже при явной и сильной своей красоте, являет лишь ослабленное подобие божественного ангельского небесного пения... Такая музыка есть. Для меня, один из самых ярких примеров - знаменитое "Размышление" Жюля Массне из оперы "Таис". Когда-то для это была просто очень красивая музыка, достаточно популярная среди музыкантов и известная вообще в мире. Но, когда я узнал о чем это Размышление (и ведь и слово такое - "Размышление"), во мне буквально что-то перевернулось, и стало понятно, почему оно мне всегда нравилось... Вспомним, что наша душа изначально стремится к красоте и добру. А теперь вкратце о том - о чем эта музыка, то есть сюжет оперы ![]() Таков сюжет этой оперы, редкий сюжет для оперы вообще, прямо скажем, и особенно для западной оперы. "Размыление" в виде оркестрового антракта с солирующей скрипкой звучит ровно посредине оперы, когда Таис одна, наедине со звездами и ночной тишиной, разговаривает со своей душой, и когда происходит волшебное преображение внутри нее. Именно эта музыка и символизирует все то, что происходит в душе Таис. Чтобы проиллюстрировать, помещаю ссылку на файл http://ifolder.ru/259816 Не имею другой записи, поэтому это будет запись с концерта, прошедшего недели полторы назад, солирует ваш покорный слуга в Малом зале Консерватории. Я не знаю ни одного человека, который бы от этой музыки не почувствовал чистых и приятных эмоций. Она просто не может действовать по-другому, потому что она изначально о самых сокровенных, вечных и настоящих ценностях. И именно поэтому при прослушивании можно буквально физически почувствать, как какая-то высшая Гармония снисходит на тебя, как просто становится очень хорошо и светло на душе... Это пример музыки, которая изначально в себе содержит изображение всего доброго и светлого, что только может быть, стремление к Богу. Да, есть и другая музыка, которая стремиться к разрушению, и ставит своей целью именно это черное воздействие. Думаю, не нужно называть примеры - их полно, в том числе и за пределами классической музыки. А вот теперь давайте подумаем, нужно ли, имея много по-настоящему гениальных творений в музыке, несущих в себе самое светлое, созидательное и исцеляющее воздействие на человека - нужны ли нам какие-то непонятные "музыкальные" поделки, которые будут на нас каким-то образом воздействовать, которым мы будем открывать двери в свое подсознание и запускать в себя добровольно? Что, нам разве недостаточно "прививок", которые и без того действуют безотказно, которые уже помогли и излечили миллионы людей за всю историю существования музыки? И, разве проверенные временем и отмеченные божьим благословением (а как иначе?), созданные гениальными композиторами музыкальные творения - разве может с этим сравниться химиченье неких психологов? Из всего того искуственного, что продается сейчас под маркой "музыка для релаксации" - пока ничего толкового не встретил. Сплошь какая-то астральная космическая музыка, от которой почему-то веет какой-то пустотой и безысходностью... Спасибо, друзья, что дочитали до конца эти длинные размышления... ![]() ![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Для балетного проекта в Париже нужна классическая танцовшица | Gumbert | Биржа труда | 1 | 16.08.2011 11:31 |
Ищу музыкантов для свадьбы (классическая музыка) в районе Тулона | Olgina | Биржа труда | 1 | 15.08.2011 18:23 |
Российская поп-музыка | Alena77 | Музыкальный клуб | 42 | 07.03.2008 17:25 |
МУЗЫКА С ДОРОГИ | tabor | Что-Где-Когда | 0 | 15.03.2005 22:14 |