#6
![]() |
||
Бывалый
![]() ![]() Дата рег-ции: 24.12.2005
Откуда: Москва
Сообщения: 174
|
Отчасти, процесс становления современной французской шпалеры в начале ХХ века схож с историей керамики этого периода.
В 1920-е годы Мариус Мартен, директор школы декоративных искусств в Обюссоне, превосходный знаток истории и технологии старинного ремесла, предложил свою программу его возрождения. По его мнению, шпалере было необходимо вернуть ее традиционные декоративные свойства, а для этого резко ограничить шкалу красителей и восстановить целый ряд забытых ткацких приемов. Однако Мартен не смог преодолеть косность картоньеров мануфактуры, отстаивавших буквализм воспроизведения картона в материале, вплоть до мельчайших деталей рисунка и нюансов цвета. Добившись виртуозного совершенства в иллюзорности воспроизведения изображения, они достигли вершин профессионального мастерства и – довершили упадок шпалеры как вида декоративного творчества. Новая попытка модернизировать искусство шпалеры была предпринята Мари Кюттоли. В 1933 году она предложила разным художникам – Дюфи, Дерену, Леже, Браку, Пикассо, Руо, Миро и Люрса – выполнить свои работы в Обюссоне. С этим связаны возрождение шпалеры (после кризиса в 19 веке) и реформа Жана Люрса, которые были основаны, с одной стороны, на живописных исканиях 10-30-х годов (Матисс, Леже), с другой – на возвращении шпалере изначально присущих ей качеств: плоскостно-декоративной трактовке композиции и открытого цвета. «Это было время больших дерзаний, больших надежд и больших имен. «Все творили разное, но все стремились к одному : к роли демиурга», - отмечала критика. С декоративными панно («Полинезия», «Небо») выступает Матисс, используя при этом опыт своих знаменитых «декупажей». Много и успешно работает Леже. В созданных по его картонам шпалерах «цветастые сплетения геометрических форм обрели… большую художественную убедительность. Их жизнерадостная декоративность, не требующая в прикладном искусстве обязательной, определенной сюжетно-смысловой мотивировки, оказалась здесь как нельзя более кстати». (Жадова Л. В Доме Леже. Ж. ДИ СССР 1958) Жан Люрса завершает титаническую работу над возрождением шпалеры в Обюссоне, где выполняют настенные текстильные панно по картонам Ле Корбюзье, Брака, Вазарели, Пикара-Леду и др. (…) В 1955-м Корбюзье предложил картоны серии монументальных панно для залов Верховного суда в Чандигархе. В этих работах отказ от штриховки, колористических нюансов и фактурных эффектов ради экспрессии линии и открытого цвета свидетельствуют о полном совпадении взглядов Корбюзье и Люрса на шпалеру как на своего рода стенопись. (…) Недостаточно было (по мнению Люрса) просто покончить с буквальным копированием живописного полотна в шпалере. Необходимо было развить в себе навыки именно декоративного, а не станкового мышления. С самого первого эскиза художник должен, прежде всего, помнить о специфике шпалеры, об особенностях, законах и возможностях, обусловленных, его материалом, технологией, функцией в интерьере. (…) На рубеже 50-60-х годов на первый план выдвигаются пластически-пространственные эксперименты. Начинается второй этап – рождение «новой таписерии» как «искусства подвижного волокна»…» (Савицкая В. Превращения шпалеры. Москва 1995) Но это, опять таки, другая история… Жалко я не могу приложить иллюстрации ![]() ![]() |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Париж и художники | zhan | Работа во Франции | 39 | 08.11.2009 23:20 |
О современном русском искусстве с грустью | vivat | Художественный салон | 79 | 19.05.2007 00:47 |
Мироздание, Человек и Космос в искусстве | Konstantin Ai. | Художественный салон | 0 | 31.03.2006 00:45 |
Художники | SG59 | Обо всем | 1 | 24.08.2005 11:01 |
Париж и художники | Konstantin | Музыкальный клуб | 0 | 27.07.2005 22:19 |