Форумы inFrance  - Франция по-русски
Вернуться   Форумы inFrance - Франция по-русски > Наш дом культуры и отдыха > Литературный салон

        Ответ        
 
Опции темы Опции просмотра
  #1
Старое 08.02.2006, 22:43     Последний раз редактировалось Vishenka; 10.02.2006 в 01:42..
Дебютант
 
Дата рег-ции: 04.02.2006
Откуда: Ich bin zu Hause zwischen Tag und Traum.
Сообщения: 81
Избежные неизбежности (мысли о Живаго, Ларе, Тоне и Марине...)

Недавно прочитал книгу Пастернака "Доктор Живаго". В этой книге есть глава "Назревшие Неизбежности", вот о них и хотелось бы поговорить...:-))

Наверное, я чего то не понимаю.. Мне не совсем ясно, почему Живаго не уехал с Ларой на Дальний Восток. Он не хотел принять помощи от подлеца-Комаровского, или были какие-то другие причины...?

Ещё один неясный момент - когда Живаго предчувствуя революцию, и даже после первых дней после революции, он всё равно не уехал заграницу. Хотя мысли у него такие мелькали - когда ему хотелось отвезти семью в более безопасное место, в Финляндию. Он совсем о себе не думал. Может это "пороки" гениальности, когда гении забывают о себе, а может нечто другое...

Кстати, сам Пастернак как и Блок из России не уехали. Хотя, оба понимали весь идиотизм этих революционных маразматиков.



P.S
Кто захочет (вновь) прочитать роман " Доктор Живаго", то загляните сюда:
http://lib.rin.ru/doc/i/4559p20.html
Ласковый Бриз вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #2
Старое 09.02.2006, 14:30
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Ласковый Бриз пишет:
Ещё один неясный момент - когда Живаго, предчувствуя революцию, и даже после первых дней революции, всё равно не уехал заграницу. Хотя мысли у него такие мелькали - когда ему хотелось отвезти семью в более безопасное место, в Финляндию. Он совсем о себе не думал. Может это "пороки" гениальности, когда гении забывают о себе, а может нечто другое...
Дело не в том, что он о себе или семье не думал, а в том, что Вы экстраполируете на то поколение свое знание того, что случилось в ходе революции позже - например, гражданскую войну, белый и красный терроры, голод, 37-й год и так далее. А у них на глазах уже свершилась одна революция - Февральская 17-го года и ничего страшного не произошло, кроме перебоев с продовольствием. Мне кажется, Юрий Андреевич был либералом, видевшим несправедливости царского режима и осознающим необходимость перемен в стране.

Ласковый Бриз пишет:
Кстати, сам Пастернак как и Блок из России не уехали. Хотя, оба понимали весь идиотизм этих революционных маразматиков.
Смело, но неправильно. Блок был болен, в том числе на голову. Он был неадекватен, ему поэтому, скрипя зубами, простили "Двенадцать". Вы видите понимание Блоком "идиотизма революционных маразматиков" в строчках "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!"? Или "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем. Мировой пожар в крови, Господи, благослови"? "Стоит буржуй, как пес голодный..."

Пастернак был по крайней мере, как тогда говорили, "попутчиком". Был им искренне. Даже в конце жизни, конфронтируя с уже беззубыми властями по поводу "Доктора Живаго", и думать не хотел о вероятности начала новой светлой полосы за пределами Советского Союза (мечтала на эту тему, кажется, Ивинская, чья дочь вышла замуж за француза).
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #3
Старое 10.02.2006, 00:13
Дебютант
 
Дата рег-ции: 04.02.2006
Откуда: Ich bin zu Hause zwischen Tag und Traum.
Сообщения: 81
Vishenka пишет:
Блок был болен, в том числе на голову. Он был неадекватен, ему поэтому, скрипя зубами, простили "Двенадцать".
Мне кажется, поэт может быть поэтом только в той стране, где его понимают. Он должен "жить" в стихии "его" языка, как рыба в воде. Если рыбу перенести на сушу даже с наилучшими пожеланиями для самой рыбки, то всё равно она погибнет. Наверное, так же поэты "задыхаются" в чужой среде (языке) - наступила бы "духовная смерть" для поэта. Подсознательно или же сознательно - они (Блок и Пастернак) видимо, это чувствовали...

Да, вы правы. Юрий Андреевич был либералом. Вот его слова:
"Я хочу сказать, что в жизни состоятельных было, правда, что-то нездоровое. Бездна лишнего. Лишняя мебель и лишние комнаты в доме, лишние тонкости чувств, лишние выражения." Я с этим согласен. Нигде нет идеального государства. Мы живём в мире несовершенств. Хотя из двух зол обычно выбирают меньшее...( при условии когда ясно, какое из них "меньшее"...:-))

А вот почему Живаго не уехал с Ларой...., я этого не могу себе объяснить...

А Блок, конечно, имеет право на ошибки, как и любой из нас. Он написал сотни красивейших стихотворений, и несколько ошибочных строчек никогда не перевесят его гениального вклада в мировую поэзию. Блок - гений. И я ему очень благодарен за стихи..., а несколько ошибочных строчек делают его живым и близким.
Покажите мне такого человека, который никогда не делал ошибок. Меня почему-то, тошнит от "святош" самого разного калибра и направления...:-)
Ласковый Бриз вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #4
Старое 10.02.2006, 01:37     Последний раз редактировалось Vishenka; 10.02.2006 в 01:41..
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Ласковый Бриз пишет:
Мне кажется, поэт может быть поэтом только в той стране, где его понимают. Он должен "жить" в стихии "его" языка, как рыба в воде. Если рыбу перенести на сушу даже с наилучшими пожеланиями для самой рыбки, то всё равно она погибнет. Наверное, так же поэты "задыхаются" в чужой среде (языке) - наступила бы "духовная смерть" для поэта. Подсознательно или же сознательно - они (Блок и Пастернак) видимо, это чувствовали
Опять не согласна я с Вами. Во-первых, огромная часть этой "стихии языка" оказалась в Константинополе, Бианкуре и Праге. Жизнь преподносит неожиданные сюрпризы. Только в эмиграции начал писать замечательный поэт Борис Поплавский. Есть целый круг поэтов того поколения - у Катаева в "Алмазном моем венце" было.
Есть мнение, что Бунин написал лучшие свои вещи в изгнании.
Нина Берберова не напечатала ни строчки (да и не написала, видимо) в России. Набоков сформировался и расцвел в изгнании. Марина Цветаева несомненно писала "за кордоном" не хуже, чем в России, многие вершины ее творчества относятся именно к этому периоду.
Горькому, как и Гоголю, прекрасно работалось в Италии, причем в случае Гоголя это не было изгнанием. Русская литературная жизнь в Берлине и Париже била ключом. Есть и обратные примеры - совсем замолчал Куприн, хотя и вернувшись в Россию не зафонтанировал - просто был стар уже, однако их меньше, мне кажется.



Ласковый Бриз пишет:
А вот почему Живаго не уехал с Ларой...., я этого не могу себе объяснить...
Будучи знакома с биографией Пастернака и видя в Юрии Андреевиче [alter ego] его, думаю, что Лару он любил не до такой степени, что она одна могла ему заменить всё и всех. Пастернак не расстался с Зинаидой (Тоней в романе), несмотря ни на усилия Ивинской (Лара в романе) соединиться с ним законно, ни на жертвы, ею принесенные.
Кстати, кто такая Марина в заголовке?

Ласковый Бриз пишет:
Покажите мне такого человека, который никогда не делал ошибок. Меня почему-то, тошнит от "святош" самого разного калибра и направления...:-)
Не хочу я Вам показывать такого человека. Я не называла "Двенадцать" ошибкой и не считаю их таковой. И Блока я ни в чем не обвиняю - что было, то прошло. Разве что-то можно ставить в вину больному человеку?

Заголовок я подправила с Вашего позволения, а то "Тони" в данном контексте выглядело, как мужское итальянское имя.
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #5
Старое 11.02.2006, 02:20     Последний раз редактировалось Ласковый Бриз; 11.02.2006 в 03:28..
Дебютант
 
Дата рег-ции: 04.02.2006
Откуда: Ich bin zu Hause zwischen Tag und Traum.
Сообщения: 81
Vishenka пишет:
Только в эмиграции начал писать замечательный поэт Борис Поплавский. Есть целый круг поэтов того поколения - у Катаева в "Алмазном моем венце" было.
Есть мнение, что Бунин написал лучшие свои вещи в изгнании.
Нина Берберова не напечатала ни строчки (да и не написала, видимо) в России. Набоков сформировался и расцвел в изгнании. Марина Цветаева несомненно писала "за кордоном" не хуже, чем в России, многие вершины ее творчества относятся именно к этому периоду.
Горькому, как и Гоголю, прекрасно работалось в Италии, причем в случае Гоголя это не было изгнанием. Русская литературная жизнь в Берлине и Париже била ключом. Есть и обратные примеры - совсем замолчал Куприн, хотя и вернувшись в Россию не зафонтанировал - просто был стар уже, однако их меньше, мне кажется.
Вишенка, я остаюсь при своём мнении...:-)

1. Как сказал Пушкин "Поэт в России больше, чем поэт." Это почти пророк, соответственно отношение к ним почти "боготворящее" в России...

2. Слова для поэтов не только символы, они отражают "реальную жизнь", этот накал и драматизм самих носителей языка, их чувства, устремления, страсти...

3. Марина Цветаева была только короткое время в эмиграции. Вернулась на Родину. Набоков был вынужден покинуть страну.

4. Горький, Бунин, Куприн и Гоголь - писатели, а не поэты. Всё таки есть разница между прозой и стихами.

5. Нина Берберова и Борис Поплавский практически малоизвестны. Я о них вообще впервые от вас услышал...
Слегка ознакомиться с ними можно здесь:
http://www.russianresources.lt/archi...rberova_0.html
http://www.russianresources.lt/archi...n/Kacen_4.html
А выводы каждый сам сможет сделать.
Vishenka пишет:
Пастернак не расстался с Зинаидой (Тоней в романе), несмотря ни на усилия Ивинской (Лара в романе) соединиться с ним законно, ни на жертвы, ею принесенные.
Кстати, кто такая Марина в заголовке?
Не знаю, кто такая Ивинская...:-)
А вот Марину из «Доктора Живаго» ясно помню и бесконечно уважаю...:-) У Живаго в романе были три близкие женщины: жена – Тоня, его любовь Лара и последняя женщина в его жизни – Марина. Эта самая Марина родила ему две дочурки.
Вот отрывок из книги (стр 199, из ссылки которую я привёл вначале темы):

-- Вам мараться можно, а что же мне? Какой вы
несговорчивый, Юрий Андреевич. Зачем отмахиваетесь? А если я к
вам в гости напрошусь, неужто выгоните?
Из Марины могла бы выйти певица. У не? был певучий чистый
голос большой высоты и силы. Марина говорила негромко, но
голосом, который был сильнее разговорных надобностей и не
сливался с Мариною, а мыслился отдельно от нее. Казалось, он
доносился из другой комнаты и находился за ее спиною. Этот
голос был ее защитой, ее ангелом хранителем. Женщину с таким
голосом не хотелось оскорбить или опечалить.
С этого воскресного водоношения и завязалась дружба доктора
с Мариною. Она часто заходила к нему помочь по хозяйству.
Однажды она осталась у него и не вернулась больше в
дворницкую. Так она стала третьей не зарегистрированной в
загсе женою Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них
пошли дети. Отец и мать Щаповы не без гордости стали звать
дочку докторшей. Маркел ворчал, что Юрий Андреевич не венчан с
Мариною и что они не расписываются. -- Да что ты, очумел? --
возражала ему жена. -- Это что же при живой Антонине
получится? Двоебрачие? -- Сама ты дура, -- отвечал Маркел. --
Что на Тоньку смотреть. Тоньки ровно как бы нету. За нее
никакой закон не заступится.
Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение
было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати
главах или двадцати письмах.
Марина прощала доктору его странные, к этому времени
образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего
свое падение человека, грязь и беспорядок, которые он заводил.
Она терпела его брюзжание, резкости, раздражительность.
Ее самопожертвование шло еще дальше. Когда по его вине они
впадали в добровольную, им самим созданную нищету, Марина,
чтобы не оставлять его в эти промежутки одного, бросала
службу, на которой ее так ценили, и куда снова охотно
принимали после этих вынужденных перерывов. Подчиняясь
фантазии Юрия Андреевича, она отправлялась с ним по дворам на
заработки. Оба сдельно пилили дрова проживающим в разных
этажах квартирантам. Некоторые, в особенности разбогатевшие в
начале нэпа спекулянты и стоявшие близко к правительству люди
науки и искусства, стали обстраиваться и обзаводиться
обстановкой. Однажды Марина с Юрием Андреевичем, осторожно
ступая по коврам валенками, чтобы не натащить с улицы опилок,
нанашивала запас дров в кабинет квартирохозяину, оскорбительно
погруженному в какое-то чтение и не удостаивавшему пильщика и
пильщицу даже взглядом. С ними договаривалась, распоряжалась и
расплачивалась хозяйка.
"К чему эта свинья так прикована?" -- полюбопытствовал
доктор. -- "Что размечает он карандашом так яростно?" --
Обходя с дровами письменный стол, он заглянул вниз из-за плеча
читающего. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича в Васином
раннем Вхутемасовском издании.

7

Марина с доктором жила на Спиридоновке, Гордон снимал
комнату рядом, на Малой Бронной. У Марины и доктора было две
девочки, Капка и Клашка. Капитолине, Капельке, шел седьмой
годок, недавно родившейся Клавдии было шесть месяцев.
Начало лета в тысяча девятьсот двадцать девятом году было
жаркое. Знакомые без шляп и пиджаков перебегали через две-три
улицы друг к другу в гости.
Ласковый Бриз вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #6
Старое 11.02.2006, 15:24
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Ласковый Бриз пишет:
Вишенка, я остаюсь при своём мнении...:-)
Это пожалуйста. Не пожалуйста перепутать Пушкина с Евтушенкой
Будешь тут на вашем фоне
Konstantin Ai пишет:
литературным критиком номер один
Но Вы не расстраивайтесь, продолжайте читать, иметь свое мнение и даже делиться. У меня есть смутное подозрение, что тема привлекла большое число участников потому, что "Живаго" сейчас в школьной программе. Или я неправа? А Вы, Ласковый Бриз, в школе ее не читали?
Цитата:
2. Слова для поэтов не только символы, они отражают "реальную жизнь", этот накал и драматизм самих носителей языка, их чувства, устремления, страсти...
А для кого слова не "отражают "реальную жизнь"?

Цитата:
3. Марина Цветаева была только короткое время в эмиграции. Вернулась на Родину. Набоков был вынужден покинуть страну.
Зато как она в эмиграцию рвалась и вынуждена была вернуться только не сумев отговорить родственников и ясно понимая, что ничего хорошего ни ее, ни семью не ждет. Такого антисоветски (анти-СССР) настроенного писателя, как Набоков еще поискать надо было. К нему рвались на поклон "выездные" советские писатели и поэты, он принял только Ахмадулину, остальным твердо отказывал, поэтому то, что он вынужден был покинуть страну не добавило у него симпатий к ней.
Цитата:
4. Горький, Бунин, Куприн и Гоголь - писатели, а не поэты. Всё таки есть разница между прозой и стихами.
Писатели, да. Я подчеркивала, что они творили за пределами Родины. Ваш этот пункт немножко "в огороде бузина, а в Киеве дядька". "Доктор Живаго" тоже в основном прозой написан, кроме цикла стихов в конце, и что, он к литературе не принадлежит?
Цитата:
5. Нина Берберова и Борис Поплавский практически малоизвестны. Я о них вообще впервые от вас услышал...
Малоизвестны в узких кругах, перефразируя широко известную сентенцию , а в широких кругах ничего себе таки широкоизвестны.

Цитата:
Не знаю, кто такая Ивинская...:-)
Я же написала - прототип Лары в романе. Живая такая женщина, отсидевшая за Пастернака и адресат его поздней лирики 40-х - 50-х годов.
Цитата:
А вот Марину из «Доктора Живаго» ясно помню и бесконечно уважаю...:-) У Живаго в романе были три близкие женщины
Понятно, пора перечитывать.
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #7
Старое 27.06.2006, 14:12
Бывалый
 
Аватара для Maximiliano
 
Дата рег-ции: 26.06.2006
Откуда: Лондон
Сообщения: 106
Ласковый Бриз пишет:
Вишенка, я остаюсь при своём мнении...:-)
4. Горький, Бунин, Куприн и Гоголь - писатели, а не поэты. Всё таки есть разница между прозой и стихами.
Стихи Бунина не менее интересны, чем его проза. Наверное, именно Бунин, Набоков и Пастернак, как до них Пушкин и Лермонтов, были равно одарены как в поэтическом, так и писательском плане.

Ласковый Бриз пишет:
5. Нина Берберова и Борис Поплавский практически малоизвестны. Я о них вообще впервые от вас услышал...
Слегка ознакомиться с ними можно здесь:
http://www.russianresources.lt/archi...rberova_0.html
http://www.russianresources.lt/archi...n/Kacen_4.html
А выводы каждый сам сможет сделать.
Малоизвестны и "я не знаю" - не всегда одно и то же.
__________________
Людям не нужно, чтобы было правильно, им нужно, чтобы было хорошо.(с)
Maximiliano вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #8
Старое 27.06.2006, 13:46
Бывалый
 
Аватара для Maximiliano
 
Дата рег-ции: 26.06.2006
Откуда: Лондон
Сообщения: 106
Vishenka пишет:
Дело не в том, что он о себе или семье не думал, а в том, что Вы экстраполируете на то поколение свое знание того, что случилось в ходе революции позже - например, гражданскую войну, белый и красный терроры, голод, 37-й год и так далее. А у них на глазах уже свершилась одна революция - Февральская 17-го года и ничего страшного не произошло, кроме перебоев с продовольствием. Мне кажется, Юрий Андреевич был либералом, видевшим несправедливости царского режима и осознающим необходимость перемен в стране.

Смело, но неправильно. Блок был болен, в том числе на голову. Он был неадекватен, ему поэтому, скрипя зубами, простили "Двенадцать". Вы видите понимание Блоком "идиотизма революционных маразматиков" в строчках "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!"? Или "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем. Мировой пожар в крови, Господи, благослови"? "Стоит буржуй, как пес голодный..."
Простите за длинный ответ, но из песни слова не выкинешь, а там уж больно всё по теме:
...Представим, что не вышло. Питер взят
Корниловым (возможен и Юденич).
История развернута назад.
Хотя разрухи никуда не денешь,
Но на фронтах подъем. Россия-мать
Опомнилась, и немчура в испуге
Принуждена стремительно бежать.
Раскаявшись, рыдающие слуги
Лежат в ногах растроганных господ.
Шульгин ликует. Керенскому ссылка.
Монархия, однако, не пройдет:
Ночами заседает учредилка,
Романовым оставлены дворцы.
Не состоялась русская Гоморра:
Стихию бунта взяли под уздцы
При минимуме белого террора,
Страна больна, но цел хребет спинной,
События вошли в порядок стройный,
И лишь Нева бушует, как больной,
Когда в своей постели беспокойной
Он узнает, что старую кровать
Задумано переименовать.

В салоны возвращается уют,
И либералы каются публично.
За исключеньем нескольких иуд
Все, кажется, вели себя прилично.
В салоне Мережковского - доклад
Хозяина: "Текущие задачи".
(Как удалось преодолеть распад
И почему все это быть иначе
И не могло). Взаправду не могло!
Чтоб эта власть держалась больше года?
Помилуйте! Восставшее мурло
Не означает русского народа,
Который твердо верует в Христа.
Доклад прекрасно встречен и сугубо
Собранием одобрены места,
В которых автор топчет Сологуба.
"Но Сологуб не столько виноват,
Сколь многие, которых мы взрастили.
Да, я о Блоке. Болен, говорят.
Что он тут нес!"
Но Блока все простили.

Сложнее с Маяковским. Посвистев,
Ватага футуристов поредела.
Он человек общественный - из тех,
Кто вкладывает дар в чужое дело,
В чужое тело, в будуар, а альков,
В борьбу со злом - куда-нибудь да вложит,
Поскольку по масштабу дар таков,
Что сам поэт вместить его не может.
Духовный кризис за год одолев,
Прокляв тиранов всею мощью пасти,
Он ринется, как вышколенный лев,
Внедрять в умы идеи прежней власти,
Давя в душе мучительный вопрос,
Глуша сомненья басовым раскатом -
И, написав поэму "Хорошо-с",
С отчаянья застрелится в тридцатом.
Лет за пять до него другой поэт,
Не сдерживая хриплого рыданья,
Прокляв слепой гостинничный рассвет,
Напишет кровью "Друг мой, до свиданья..." -
Поскольку мир его идет на слом,
А трактор прет, дороги не жалея,
И поезд - со звездою иль с орлом -
Обгонит жеребенка-дуралея.
Жизнь кончена, былое сожжено,
Лес извели, дороги замостили...
Поэту в нашем веке тяжело,
Блок тоже умер.
(Но его простили).

Тут из Европы донесется рев
Железных толп, безумием обятых.
Опять повеет дымом. Гумилев
Погибнет за Испанию в тридцатых.
Цветаева задолго до войны,
Бросая вызов сплетникам досужим,
Во Францию уедет из страны
За жаждущим деятельностьи мужем -
Ему Россия кажется тюрьмой...
Какой-то рок замешан в их альянсе,
И первой же военною зимой
Она и он погибнут в Резистансе.
В то время вечный мальчик Пастернак,
Дыша железным воздухом предгрозья,
Уединится в четырех стенах
И обратится к вожделенной прозе.
Людей и положений череда,
Дух Рождества, высокая отвага...
И через год упорного труда
Он ставит точку в "Докторе Живаго"
И отдает в российскую печать.
Цензура смотрит пристально и косо,
Поскольку начинает замечать
Присутствие еврейского вопроса,
А также порнографию. (Поэт!)
Случаются сомнительные трели
Насчет большевиков. Кладут запрет,
Но издавать берется Фельтринелли.
Скандал на всю Россию - новый знак
Реакции. Кричат едва не матом:
"Ступайте вон, товарищ Пастернак!".
Но Пастернак останется. Куда там!
Унизили прозванием жида,
Предателем Отчизны окрестили...
Сей век не для поэтов, господа.
Ведь вот и Блок...
(Но Блока все простили).

Добавим: в восемнадцатом году
Большевики под громкие проклятья
Бежали - кто лесами, кто по льду.
Ильич ушел, переодевшись в платье
И не боясь насмешек. Что слова!
"А вы слыхали, батенька, что лысый
Оделся бабой?" - "Низость какова!".
Но он любил такие компромиссы.
Потом осел в Швейцарии. Туда ж -
Соратники (туда им и дорога).
Уютный Цюрих взят на абордаж.
В Швейцарии их стало слишком много.
Евреев силой высылают вслед.
Они, гонимы вешними лучами,
Текут в Женеву, что за пару лет
Наводнена портными и врачами,
А также их угрюмыми детьми:
Носатые, худые иудеи,
Которые готовы лечь костьми
За воплощенье Марксовой идеи.
Количество, конечно, перейдет
В чудровищное качество, что скверно.
Швейцарии грозит переворот.
И он произойдет. Начнется с Берна.
Поднимутся кантоны, хлынут с Альп
Крестьяне, пастухи, и очень скоро
С землевладельца снимут первый скальп.
Пойдет эпоха красного террора
И все расставит по своим местам.
Никто не миновал подобных стадий.
Одним из первых гибнет Мандельштам,
Который выслан из России с Надей.
Грозит война, но без толку грозить:
Ответят ультиматумом Антанте,
Всю землю раздадут, а в результате
Начнут не вывозить, а завозить
Часы и сыр, которыми славна
В печальном, ненадежном мире этом
Была издревле тихая страна,
Столь гордая своим нейтралитетом.
Тем временем среди родных осин
Бунтарский дух растет неудержимо:
Из сельских математиков один
Напишет книгу о делах режима,
Где все припомнит: лозунг "Бей жидов",
Погромы, тюрьмы, каторги и ссылки, -
И в результате пристальных трудов
И вследствие своей бунтарской жилки
Такой трехтомник выдаст на-гора,
Что, дабы не погрязнуть в новых бурях,
Его под всенародное ура
Сошлют к единомышленникам в Цюрих.
С архивом, не доставшимся властям,
С романом карандашным полустертым
Он вылетит в Германию, а там
Его уже встречает распростертым
Объятием, не кто иной, как Бёлль.
Свободный Запад только им и бредит:
"Вы богатырь! Вы правда, соль и боль!".
Оттуда он в Швейцарию поедет.
Получит в Альпах землю - акров пять,
Свободным местным воздухом подышит,
Начнет перед народом выступать
И книгу "Ленин в Цюрихе" напишет.

Мир изменять - сомнительная честь.
Не лечат операцией простуду.
Как видим, все останется, как есть.
Законы компенсации повсюду.
Нет, есть одно. Его не обойду -
Поэма получилась однобока б:
Из Крыма в восемнадцатом году
В Россию возвращается Набоков.
Он посмуглел, и первый над губой
Темнеет пух (не обойти законов
Взросления). Но он везет с собой
Не меньше сотни крымских махаонов,
Тетрадь стихов, которые не прочь
Он иногда цитировать в беседе,
И шахматный этюд (составлен в ночь,
Когда им доложили о победе
Законной власти). О, как вырос сад!
Как заросла тропа, как воздух сладок!
Какие капли светлые висят
На листьях! Что за дивный беспорядок
В усадьбе, в парке! О, как пахнет дом!
Как сторож рад! Как всех их жалко, бедных!
И выбоина прежняя - на том
же месте - след колес велосипедных,
И Оредеж, и нежный, влажный май,
И парк с беседкой, и роман с соседкой -
Бесповоротно возвращенный рай,
Где он бродил с ракеткой и рампеткой.
От хлынувшего счастья бестолков,
Он мельком слышит голос в кабинете -
Отцу долдонит желчный Милюков:
"Несчастная страна! Что те, что эти!".
И что с того, что эту память он
В себе носить не будет, как занозу,
Что будет жить в Отчизне, где рожден,
И сочинять посредственную прозу -
Не более; что чудный дар тоски
Не расцветет в изгнании унылом,
Что он растратит жизнь на пустяки
И не найдет занятия по силам...
В сравнении с кровавою рекой,
С лавиной казней и тюремных сроков, -
Что значит он, хотя бы и такой!
Что значит он! Подумаешь, Набоков.
__________________
Людям не нужно, чтобы было правильно, им нужно, чтобы было хорошо.(с)
Maximiliano вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #9
Старое 09.02.2006, 15:57
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 18.01.2006
Сообщения: 113
Объясните, пожалуйста, поподробнее Ваше утверждение :"Блок был болен, в том числе и на голову. Он был неадекватен, ему поэтому, скрипя зубами, простили "Двенадцать".
Italica вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #10
Старое 09.02.2006, 18:57
Мэтр
 
Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.556
Ласковый Бриз пишет:
он всё равно не уехал заграницу. Хотя мысли у него такие мелькали - когда ему хотелось отвезти семью в более безопасное место, в Финляндию. Он совсем о себе не думал. Может это "пороки" гениальности, когда гении забывают о себе, а может нечто другое...
Видела программу по ТВ, где были кусочки интервью тех, кого выслали из России на философском пароходе. Тогда это были дети, конечно, которых высылали вместе с родителями. Все почти говорили, что высылку из России воспринимали как трагедию, несмотря на то, что был уже 1922 год и все уже было ясно. Никто не радовался и не плясал от счастья что вот-вот вырвется на свободу. Это для них было несчастье. Потом одна из героинь, она после войны вернулась в Россию, объяснила свое возвращение так, что они все очень любили Россию, были патриотичные страшно. Им в лицо - газеты со статьями о сталинских лагерях, а они - домой-домой-домой, слышать ничего не хотели. Уезжать, наверное, по этой же причине не хотели многие.
Золушка вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #11
Старое 10.02.2006, 01:49
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Золушка пишет:
Видела программу по ТВ, где были кусочки интервью тех, кого выслали из России на философском пароходе. Тогда это были дети, конечно, которых высылали вместе с родителями. Все почти говорили, что высылку из России воспринимали как трагедию, несмотря на то, что был уже 1922 год и все уже было ясно. Никто не радовался и не плясал от счастья что вот-вот вырвется на свободу. Это для них было несчастье. Потом одна из героинь, она после войны вернулась в Россию, объяснила свое возвращение так, что они все очень любили Россию, были патриотичные страшно. Им в лицо - газеты со статьями о сталинских лагерях, а они - домой-домой-домой, слышать ничего не хотели. Уезжать, наверное, по этой же причине не хотели многие.
А я читала, что некоторые люди годами жили на чемоданах: сначала надеясь на быстрое "образумливание" народа и свержение большевиков, а потом уже будучи готовыми принять Россию даже с большевиками, лишь бы Россия. Да и пропаганда сталинская работала. У Цветаевой это было трагедией - дети и муж рвались, а она не могла объяснить и донести до сознания близких трагичности этого шага.
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #12
Старое 27.06.2006, 13:56
Бывалый
 
Аватара для Maximiliano
 
Дата рег-ции: 26.06.2006
Откуда: Лондон
Сообщения: 106
Vishenka пишет:
А я читала, что некоторые люди годами жили на чемоданах: сначала надеясь на быстрое "образумливание" народа и свержение большевиков, а потом уже будучи готовыми принять Россию даже с большевиками, лишь бы Россия. Да и пропаганда сталинская работала. У Цветаевой это было трагедией - дети и муж рвались, а она не могла объяснить и донести до сознания близких трагичности этого шага.
Муж Марины Ивановны, если я не путаю ничего, работал на ЧК, поэтому не "рвался", а "его рвали" на Родину...
__________________
Людям не нужно, чтобы было правильно, им нужно, чтобы было хорошо.(с)
Maximiliano вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #13
Старое 09.02.2006, 21:15
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Italica пишет:
Объясните, пожалуйста, поподробнее Ваше утверждение :"Блок был болен, в том числе и на голову. Он был неадекватен, ему поэтому, скрипя зубами, простили "Двенадцать".
Я люблю Блока и просто написать Вам, что дед по отцовской линии умер в сумасшедшем доме, отец страдал от психического заболевания, мать была известна истероидной натурой, а сам Александр Александрович был подвержен депрессиям и необъяснимым припадкам бешенства - нахожу пошлым. Наберите в Яндексе, например "Болезнь Блока" - получите самые разные объяснения на эту тему, от деликатных до не вполне.

"Двенадцать" Блоку ставили в вину Гиппиус-Мережковский, Пяст, Гумилев, одобрили Волошин и еще кто-то просоветски настроенный. Что тут объяснять - право, не знаю. О его болезненном состоянии всем им было известно, поэтому серьезно к "Двенадцати" не отнеслись. Сон разума рождает чудовищ
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #14
Старое 10.02.2006, 00:52
 
Дата рег-ции: 22.01.2006
Откуда: Санкт - Петербург - BKK
Сообщения: 685
Блок, Есенин и Пастернак наше ВСЁ в Серебряном (XX) веке, Маяковский уже что-то не совсем то...
Все они были больные и хроники, но если у тебя всё в порядке с головой и ЦНС, ты занят семьёй, то тебе уже не до литературы той, которая достойна обсуждения через век, описывая бытовые ситуации, обрамляя их художественными образами и видя что в книге, что в повседневной жизни обречённую свою незавершённость.
Konstantin Ai. вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #15
Старое 10.02.2006, 02:50
 
Дата рег-ции: 22.01.2006
Откуда: Санкт - Петербург - BKK
Сообщения: 685
Vishenka, Литературный критик №1
Konstantin Ai. вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #16
Старое 10.02.2006, 13:12
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 18.01.2006
Сообщения: 113
На мой взгляд, творчество поэта и бытовой разговор : был болен тем-то, подружился с одним, разругался с другим - категории несовместимые.Одно и другое, несомненно существует, но в разных плоскостях, что ли.Не утверждаю ( ибо думаю, что присутствие сомнения и вопроса - часто положительны), но мне кажется, что Блок написал "Двенадцать", потому что такой слышал жизнь в тот момент. Он ведь жизнь слушал и слышал, жизнь для него прежде всего звучала. И еще Блок лгать не умел. На мой взгляд, написать, чтоб понравиться или не понравиться кому-то - такого для Блока не существовало.Кому-то тогда поэма "не понравилась". А, может быть, многие в тот момент ее просто не поняли? "Двенадцать" - великое произведение для меня: в нем страсть разрушения, трагедия разрушения, неизбежность избежать трагедии разрушения. В нем музыка революции, только не на бытовом уровне понимания этого слова: "грабь награбленное","кто был ничем -тот станет всем", а революции, как понимал ее поэт Александр Блок:обновления, необходимого для грядущего.
Italica вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #17
Старое 10.02.2006, 16:02
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Italica пишет:
о несовместимости творчества поэта и бытового разговора
"Бытовой разговор" я затеяла не для поговорить, а в ответ на реплику автора темы об осуждении Блоком и Пастернакам "маразматических революционеров".
Хочу заметить, что не существует беллетристической биографии Блока, я черпала сведения о нем из "Литературного наследства"
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #18
Старое 10.02.2006, 15:34
Мэтр
 
Дата рег-ции: 27.09.2003
Откуда: Paris
Сообщения: 1.092
Ласковый Бриз пишет:
Ещё один неясный момент - когда Живаго предчувствуя революцию, и даже после первых дней после революции, он всё равно не уехал заграницу.
Если бы Живаго сразу после начала революции уехал заграницу, то не было бы встречи с Ларой, и романа бы не было

Ласковый Бриз пишет:
Мне не совсем ясно, почему Живаго не уехал с Ларой на Дальний Восток. Он не хотел принять помощи от подлеца-Комаровского, или были какие-то другие причины...?
Скорее всего, он не хотел иметь дело с Комаровским, но хотел спасти Лару.

Я тоже очень люблю этот роман.
А что Вы думаете об одноимённом фильме, который в 1965-м году снял Дэвид Лин, с участием Омара Шарифа и Джулии Кристи?
Taiti вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #19
Старое 11.02.2006, 02:35
Дебютант
 
Дата рег-ции: 04.02.2006
Откуда: Ich bin zu Hause zwischen Tag und Traum.
Сообщения: 81
Taiti пишет:
Я тоже очень люблю этот роман.
А что Вы думаете об одноимённом фильме, который в 1965-м году снял Дэвид Лин, с участием Омара Шарифа и Джулии Кристи?
Ничего не думаю...:-)
Я этот фильм не видел, но спасибо за ссылку. Надо будет посмотреть - загляну как-нибудь в ближайшую видеотеку. Если найду, то напишу о впечатлениях.
Ласковый Бриз вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #20
Старое 10.02.2006, 15:48
Мэтр
 
Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.556
Vishenka пишет:
принять Россию даже с большевиками
Ну, в общем, это были люди из какого-то другого теста, с нынешними нашими мерками к ним не подойдешь.
Italica пишет:
На мой взгляд, написать, чтоб понравиться или не понравиться кому-то - такого для Блока не существовало
Я слышала по радио интервью с каким-то критиком, который много лет работал в одном из московских театров, его обязанностью было читать и отбирать пьесы, которые присылали-приносили разные авторы для постановки. Он на тему "написать, чтоб понравиться и заработать", сказал, что это большая редкость, уж очень тяжкий труд, почти невозможно выдать талантливую вещь, если это не идет от сердца.
Золушка вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #21
Старое 10.02.2006, 20:48
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Золушка пишет:
Ну, в общем, это были люди из какого-то другого теста, с нынешними нашими мерками к ним не подойдешь.
Я, в общем, согласна, почему и говорила где-то выше в этой же теме о некорректности экстраполирования знаний и чувств нынешнего человека на тогдашнего.

А про то, что литературная жизнь не била ключом, если я перечислю только имена литераторов, которые оказались своей или чужой волей за границей России - Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, Набоков, Мережковский, Гиппиус, Северянин, Бальмонт, Тэффи, Дон Аминадо, Берберова, Ходасевич, Цветаева, Газданов. Все это - ни секунды не думая, причем подавляющее большинство не молчало. Что ни имя - континент. В России они мечтали печататься, там были реальные деньги в отличие от западных стран, где в 20-е годы русские еще не обжились, а в конце 20-х - 30-х наступил экономический кризис.
И еще, говоря о биении литературной жизни ключом я совсем не имею в виду печтание их аборигенными западными издательствами, речь идет о печатании на русском языке и силами общины. Журналы и газеты на русском языке открывались/закрывались, иногда даже на советские деньги существовали (парни в сером с синими глазами пасли эмигрантов)
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #22
Старое 27.06.2006, 14:04
Бывалый
 
Аватара для Maximiliano
 
Дата рег-ции: 26.06.2006
Откуда: Лондон
Сообщения: 106
Vishenka пишет:
А про то, что литературная жизнь не била ключом, если я перечислю только имена литераторов, которые оказались своей или чужой волей за границей России - Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, Набоков, Мережковский, Гиппиус, Северянин, Бальмонт, Тэффи, Дон Аминадо, Берберова, Ходасевич, Цветаева, Газданов.
Аверченко, Алданов, Саша Чёрный...
__________________
Людям не нужно, чтобы было правильно, им нужно, чтобы было хорошо.(с)
Maximiliano вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #23
Старое 10.02.2006, 15:53
Мэтр
 
Дата рег-ции: 02.11.2001
Откуда: Москва
Сообщения: 21.556
Vishenka пишет:
Русская литературная жизнь в Берлине и Париже била ключом.
Не таким уж ключом она и била. Пара-тройка русскоязычных журналов. Французы и немцы переводили-издавали только уже суперизвестных, молодые им были не нужны, потому все стремились передать свои творения Горькому, чтоб посодействовал в издании в России.
Золушка вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #24
Старое 10.02.2006, 16:18
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 18.01.2006
Сообщения: 113
Вл. Орлов. ГАМАЮН. Жизнь Александра Блока.
Ленинград, "Советский Писатель", 1980.
Первым же биографом Блока была его тетка, книжка ее:
М.А. Бекетова. Александр Блок.
Ленинград, "AKADEMIA", 1930.
Italica вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #25
Старое 10.02.2006, 17:29
Мэтр
 
Аватара для Мечтательница
 
Дата рег-ции: 15.11.2005
Откуда: St-Petersbourg
Сообщения: 573
ой, а я только вчера взяла в руки "Доктора Живаго", после Вашей дискуссии интерес возрос
Мечтательница вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #26
Старое 10.02.2006, 19:22
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 26.01.2006
Откуда: France
Сообщения: 233
Italica, Золушка, Italica, Vishenka,
Простите, но эта тема ведь была заведена о "Докторе Живаго" а не о Блоке. А вы оффтопите во всю.
Может откроете себе отдельную тему о Блоке, а здесь поговорят те, кто любит "Доктор Живаго" ?
Спасибо
Калинка вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #27
Старое 10.02.2006, 20:31
Мэтр
 
Аватара для Vishenka
 
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
Во дебютант непуганый пошел.
Калинка, во-первых, имя Блока первый раз встречается в первом посте автора этой темы, что говорит об интересе к Блоку у него.
Во-вторых, автро тему назвал обтекаемо и не назвал её "О докторе Живаго", что говорит о его желании поговорить на близлежащие темы.
В-третьих, обратите внимание на количество постов у себя и сравните это количество с Золушкиным.
Выговоры со стороны дебютанта, к тому же не сказавшего ни слова по существу темы кроме самого выговора, в интернетовском сообществе называются самомодерированием и не слишком приветствуются, учтите это, пожалуйста.
Исходя из всего этого я не прощаю Вашего замечания и прошу впредь от таковых воздержаться, пока Вы еще не модератор.

Italica, а как в книге Орлова освещается последняя болезнь Блока?
Vishenka вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #28
Старое 10.02.2006, 21:49     Последний раз редактировалось Калинка; 10.02.2006 в 22:08..
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 26.01.2006
Откуда: France
Сообщения: 233
Vishenka пишет:
Выговоры со стороны дебютанта, к тому же не сказавшего ни слова по существу темы кроме самого выговора, в интернетовском сообществе называются самомодерированием и не слишком приветствуются, учтите это, пожалуйста
Cколько в этой теме постов о Пастернаке (2-3) и сколько о Блоке (всё остальное)
Мне например было бы интересно поговорить о героях "Доктора Живаго", как и написал в названии темы её автор. А Живаго здесь нет.
Впрочем, не буду вам мешать со своим Живаго.
Извините за беспокойство.
Калинка вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #29
Старое 11.02.2006, 00:19
Заблокирован(а)
 
Дата рег-ции: 18.01.2006
Сообщения: 113
Дорогие соотечественники, пожалуйста, не ссорьтесь. Разговор о русской литературе и писателях русских - нельзя тут со ссорами.
Действительно, о "Докторе Живаго" разговор начинался, а потом увело нас.Но тут трудно как-то в рамках удержаться:сюжеты, судьбы, дороги - так все переплетено.
Про Блока и хотелось бы писать, но не буду. Может быть, действительно какую-то тему отдельную надо, или несколько тем, ведь в предыдущих топиках и про писателя и его время, и про русских писателей, оказавшихся за пределами России после революции, и про судьбу поэта, прототипы и художественный текст,- всего понемногу.
Italica вне форумов  
 Ответ с цитатой 
  #30
Старое 11.02.2006, 02:47
 
Дата рег-ции: 22.01.2006
Откуда: Санкт - Петербург - BKK
Сообщения: 685
Существует два Фильма про Живаго, мне больше понравился американский вариант...актриса там в роли Лары о-о-ох...
http://kino.akama.ru/index.php?ptype=film&pid=890647
Konstantin Ai. вне форумов  
 Ответ с цитатой 
        Ответ        


Закладки


Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Умные мысли morskaia Литературный салон 1261 03.01.2024 13:52
Крутые мысли Nika88 Улыбнись! 170 22.08.2012 00:27
Куплю роман Б.Пастернака "Доктор Живаго" kid Куплю-продам-отдам в хорошие руки 0 20.09.2009 22:37
Доктор Живаго Bond Синема, синема... О кино, театре и телевидении 29 18.08.2006 06:57
Мысли вслух Aleck Французский язык - вопросы изучения и преподавания 12 06.07.2006 23:21


Часовой пояс GMT +2, время: 13:13.


Powered by vBulletin®
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
 
Рейтинг@Mail.ru
 
©2000 - 2005 Нелла Цветова
©2006 - 2025 infrance.su
Design, scripts upgrade ©Oleg, ALX