#1
12.03.2004, 16:22
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Любимые поэты и идеология [Рядом со стихами]
Ла Лует поместила в Любимых стихах подборку из Маяковского и это расшевелило во мне чуйства, мысли и вопросы. Рядом со стихами я помещать их не стала, решила открыть новую тему - может и зря.
Когда мне было 20 - 25 лет, а было это давно , я очень любила Маяковского и тоже наперекор школьной программе, в которой он был представлен чрезвычайно идеологично и однобоко. С тех пор сильно остыла к нему. Недавно по случаю (знакомые дали почитать) прочла книгу Аркадия Ваксберга (могу ошибиться в имени автора) прочла книгу о Лиле Брик, музе. Смутные ощущения о ставке поэта на идеологию с последующим крахом иллюзий (а вместе с ними и жизни) если не переросли в уверенность, то получили подтверждение. Влияние Маяковского на русскую советскую поэзию переоценить трудно. "Птенец его гнезда" - прекрасный поэт Семён Кирсанов. Поэты-стадионники 60-х - Евтушенко, Вознесенский, Рождественский несомненно находятся под тенью его крыла. Большой поэт-эстет Виктор Соснора (или поэт для эстетов) сам через знакомство с Лилей Брик к нему тянулся. В советские времена подвигом было быть неидеологичным вопреки тому, что всех за уши тянули в идеологию. Поэтому герой моего романа - Арсений Тарковский. У меня есть его книга стихов, изданная в 1974 г. - хрущевская оттепель давно закончилась, и тем не менее, ни одного славословия на всю книгу. Заболоцкий был неидеологичен, хотя я его не проверяла на "проколы", я его просто вдоль и поперек, как скажем, знаю и люблю Ахметову и Мандельштама, не знаю. Интересно мне просто стало - это у меня одной такая "ушибленность" идеологией? Вы готовы простить любимым заблуждения? Я упомянула Ахматову и Мандельштама, у которых есть прогибания в духе "слава великому Сталину", не заблуждения, то есть сознательные прогибы. Я им этого не поминаю, скорее понимаю. Сами себе они были судьями более суровыми, чем кто бы ни было, у обоих были эпизоды сумасшествия от жизненных обстоятельств ("Уже безумие крылом Души коснулось половины...") |
|
|
#2
13.03.2004, 15:00
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 10.01.2002
Сообщения: 4.849
|
Вишенка, миль пардон, мне Маяковский никогда не нравился, но вспомнилось про идеологию: когда-то, в бытность мою преподавателем в медучилище, нам всем было велено включить материалы какого-то съезда в преподавание наших предметов. И не просто включить, но написать, каким образом, и представить сей труд начальству. Вот представь: "Использование материалов ........ съезда в преподавании лабораторных анализов" И это даже не шутка. Может, поэтам приходилось иногда делать идеологические реверансы в адрес партии, дабы избежать крупных неприятностей? Не все ведь герои
|
|
|
#3
14.03.2004, 16:11
|
||
Кандидат в мэтры
Дата рег-ции: 22.10.2003
Откуда: Moscou
Сообщения: 364
|
ну..... идеология..... Да, многие прогибались тем временем... другое дело, что он был как бы официальным певцом революции...
но были же и те, кто действительно верили..... да дело же не только в идеологичности.... мне нравится слог... музыка слов.... идеологичность тоже разная бывает... вот скажем Тимур и его команда вполне идеологичная книжка , но хорошая...... мне и у Есенина всегда очень нравились вполне заказанные 26 Бакинских комиссаров...... и очень мне нравился Черный человек..... который скорее неидеологичен..... Пф...... музыка слов..... один мой одноклассник когда нам надлежало учить про кузнецк-строй..там где "через четыре года здесь будет город сад"... сотворил слово, которое не снилось и поэту Маяковскому по гениальной невнимательности выучив (кстати совершенно неидеологично) вместо маяковсковского "темносвинцовоНОЧИЕ " "темносвинцоВОНЮЧИЕ"... для тех, кто не помнит это первое слово в стихотворении... когда учительница с горящим взором остановила его в 5й раз и начала орать, что он издевается, весь класс уже валялся под партами... мальчик был недалекий и только на перемене ему объяснили где именно он прокололся......... |
|
|
#4
14.03.2004, 18:08
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 10.01.2002
Сообщения: 4.849
|
Про мальчика класс! А мне когда-то нравилось одно стихотворение Рыльского, идеологичнее некуда, но - какая музыка!..
|
|
|
#5
15.03.2004, 02:19
|
||
Мэтр
|
Если говорить о современных иностранных авторах, то пожалуй странный отпечаток оставил Ирвин Уэлш, подобного рода "произведений" никогда не читала, там ярко выражена вся картина нынешней суровой действительности, то что многие знают, но молчат. Я не сторонница подобного рода книг, но для общего развития или хотя бы сравнения стоит ознакомиться и лучше, конечно, в оригинале.
__________________
J'ai été brûlé dans l'eau et noyé dans le feu... |
|
|
#6
15.03.2004, 15:30
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Vobla --- 14:00 - 13 Марта, 2004 пишет:
Есенина Ла Лует вспомнила, вот уж прогибальщик славный. Я лет в 16 в примечаниях к собр. соч. обнаружила такой стих (пишу по памяти, поэтому знаки препинания могут не совпадать): Небо как колокол, Месяц - язык. Мать моя Родина, Я - большевик! Квинэссенциальный Есенин. С тех пор березки, проскакал по утренней заре для меня не существовали. Хотя, вру - петь мы его студентами пели с удовольствием. Незамысловатые "Цветы на подоконнике", которые существовали тоже в виде примечания только. Герои - не все, но герои - есть, наряду с негероями. Моя мысль была о том, что по мере отхода от той идеологизированной эпохи становится безразличен героизм или прогибательность. Некоторые были гериями против собственной воли. Бедная Ахматова была назначена героиней постановлением партии и правительства, несмотря на то, что со страху и с отвращением (хочется верить) написала несколько славящих Сталина стихов. Поделец ее - Зощенко говорят, нес крест с достоинством. Не совсем было понятно за что (сатиру и сарказм ханжески приравняли к очернительству), но не прогибался. |
|
|
#7
15.03.2004, 17:41
|
||
Кандидат в мэтры
Дата рег-ции: 22.10.2003
Откуда: Moscou
Сообщения: 364
|
прогибаться..... прогибаться можно тоже по-разному......
Небо как колокол - месяц язык мне тоже вспомнилось..... как раз по тому же поводу..... но скажешь, что Владимир Ильич Ленин плохо сделан? |
|
|
#8
15.03.2004, 18:35
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Ла Лует, ты меня с Воблой не путай, мне лирика Маяковского нравится и я признаю в нем большого поэта, умеющего делать стихи профессионально, как Цветаева сказала: "Ремесленник - я знаю ремесло". Но не воспринимаю Владимира Ильича Ленина вне идеологическои нагрузки. Голова отказывается быть об'eктивна. Видела, кстати, в Известиях, материал о гонениях на русскии язык в Латвии, вроде, назвали "Я русскии забыл бы только за то..."? Мне лично долго пришлось внутри себя разгребать, что есть русское, а что - идеологическое, большевисцкое.
|
|
|
#9
15.03.2004, 20:20
|
||
Бывалый
Дата рег-ции: 29.12.2003
Сообщения: 132
|
С поэзией Маяковского столкнулся совершенно случайно будучи во Франции на музыкальном фестивале в Ла-Рошеле в 1997г. Во время его открытия на сцену вышел известный артист Жак Ижлен (Jacques Higelin) с ворохом бумаг и заявил: "Сейчас я вам почитаю русского поэта Маяковского". И он стал читать (по-французски, конечно) какую-то поэму, в которой говорилось о "достоинствах" отдельных европейских стран: Франции, Испании, Германии и тд. и о необходимости объединения этих "достоинств" в одно целое, то есть в единую Европу, не больше не меньше. Возвратившись домой, я стал искать эту поэму на русском, но так и не нашел
Может кто-то встречал эту поэму ? |
|
|
#10
15.03.2004, 23:46
|
||
Хозяйка
|
Думаю, Маяковский есть разный. Мне совершенно безразличны его политубеждения - он поэто волей божьей.. Только прочтите:
ОТ УСТАЛОСТИ Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Дымом волос над пожарами глаз из олова дай обовью я впалые груди болот. Ты! Нас — двое, ораненных, загнанных ланями, вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Дым из-за дома догонит нас длинными дланями, мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней. Сестра моя! В богадельнях идущих веков, может быть, мать мне сыщется; бросил я ей окровавленный песнями рог. Квакая, скачет по полю канава, зеленая сыщица, нас заневолить веревками грязных дорог. 1913 |
|
|
#11
16.03.2004, 00:00
|
||
Хозяйка
|
albo пишет:
ПАРИЖ (Разговорчики с Эйфелевой башней) Обшаркан мильоном ног. Исшелестен тыщей шин. Я борозжу Париж - до жути одинок, до жути ни лица, до жути ни души. Вокруг меня - авто фантастят танец, вокруг меня - из зверорыбьих морд - еще с Людовиков свистит вода, фонтанясь. Я выхожу на Рlасе dе lа Соnсоrdе. Я жду, пока, подняв резную главку, домовьей слежкою умаяна, ко мне, к большевику, на явку выходит Эйфелева из тумана. - Т-ш-ш-ш, башня, тише шлепайте! - увидят! - луна - гильотинная жуть. Я вот что скажу (пришипился в шепоте, ей в радиоухо шепчу, жужжу); - Я разагитировал вещи и здания. Мы - только согласия вашего ждем. Башня - хотите возглавить восстание? Башня - мы вас выбираем вождем! Не вам - образцу машинного гения - здесь таять от аполлинеровских вирш. Для вас не место - место гниения - Париж проституток, поэтов, бирж. Метро согласились, метро со мною - они из своих облицованных нутр публику выплюют - кровью смоют со стен плакаты духов и пудр. Они убедились - не ими литься вагонам богатых. Они не рабы! Они убедились - им более к лицам наши афиши, плакаты борьбы. Башня - улиц не бойтесь! Если метро не выпустит уличный грунт - грунт исполосуют рельсы. Я подымаю рельсовый бунт. Боитесь? Трактиры заступятся стаями? Боитесь? На помощь придет Рив-гош. Не бойтесь! Я уговорился с мостами. Вплавь реку переплыть не легко ж! Мосты, распалясь от движения злого, подымутся враз с парижских боков. Мосты забунтуют. По первому зову - прохожих ссыпят на камень быков. Все вещи вздыбятся. Вещам невмоготу. Пройдет пятнадцать лет иль двадцать, обдрябнет сталь, и сами вещи тут пойдут Монмартрами на ночи продаваться. Идемте, башня! К нам! Вы - там, у нас, нужней! Идемте к нам! В блестенье стали, в дымах - мы встретим вас, Мы встретим вас нежней, чем первые любимые любимых. Идем в Москву! У нас в Москве простор. Вы - каждый! - будете по улице иметь. Мы будем холить вас; раз сто за день до солнц расчистим вашу сталь и медь. Пусть город ваш, Париж франтих и дур, Париж бульварных ротозеев, кончается один, в сплошной складбищась Лувр, в старье лесов Булонских и музеев. Вперед! Шагни четверкой мощных лап, прибитых чертежами Эйфеля, чтоб в нашем небе твой израдиило лоб, чтоб наши звезды пред тобою сдрейфили! Решайтесь, башня,- нынче же вставайте все, разворотив Париж с верхушки и до низу! Идемте! К нам! К нам, в СССР! Идемте к нам - я вам достану визу! 1923 |
|
|
#12
16.03.2004, 12:59
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 04.10.2002
Откуда: Москва
Сообщения: 1.239
|
Vishenka пишет:
У Ваксберга, кстати, есть еще "Валькирия революции" про Коллонтай. Мне нравится, как он пишет, я бы почитала. А насчет Маяковского, однажды на "Эхе Москвы" был конкурс, и я выиграла книгу Б.Горба, кажется "Певец революции" или что-то в этом духе, не помню. Так там весьма нетрадиционная трактовка жизни и творчества Маяковского. По мнению Горба, и он это аргументированно доказывает цитатами, стихи Маяковского, якобы прославляющие власть большевиков, были на самом деле ничем иным, как скрытой насмешкой и издевательством над этой властью. Но он так все завуалировал, что властьпредержащим казалось, будто он поет им гимны. Не могу привести примеры из книги, поскольку она дома, но если кому-то очень интересно, могу выписать.
__________________
Leonetti |
|
|
#13
16.03.2004, 14:51
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
А Вам не кажется, Леонетти, что это не совсем в характере поэта - показывать фигу в кармане, т.е. заниматься сатирическим изображением того, за что боролся и на что, в конце концов и напоролся? Насколько я помню, сатиру он использовал в борьбе с пережитками прошлого, всем уходящим и вчерашним. Будущее, связанное с большевизмом, вызывало только восторги... Как-то образ "агитатора, горлана-главаря" подразумевает прямоту рубахи-парня, а не иезуитскую изощренность в духе "один пишем, два в уме".
|
|
|
#14
16.03.2004, 15:54
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 04.10.2002
Откуда: Москва
Сообщения: 1.239
|
Vishenka пишет:
В любом случае, как гипотеза, такое мнение довольно интересно и помогает взглянуть на поэта другими глазами. Человек ведь существо сложное, проследить за сменой его настроений и изменением внутреннего мира очень сложно. В учебниках все проще. В таком-то году вступил в партию, призывал, боролся... а в таком-то году разочаровался и "лег виском на дуло". Была какая-то доля секунды в жизни Маяковского, когда это разочарование впервые сверкнуло, больно поразило, но не сразу все случилось, а нарастало как снежный ком, чтобы в конце концов выплеснуться наружу. А что происходило в промежутке между первой секундой и концом? Целая жизнь, трагедия.
__________________
Leonetti |
|
|
#15
17.03.2004, 08:17
|
||
Кандидат в мэтры
Дата рег-ции: 22.10.2003
Откуда: Moscou
Сообщения: 364
|
про талант и ремесло....... мне тут вспомнилась цитата
Цитата:
|
|
|
#16
21.08.2005, 18:37
|
||
Заблокирован(а)
Дата рег-ции: 20.08.2005
Сообщения: 10
|
Олег Аранович
ЕСЕНИНУ И МАЯКОВСКОМУ Ура! Опять кругом враги, Они нам так необходимы, Мы страшно будем к ним строги, И, коль не будем мы судимы, За ненависть к своим врагам: Мы ж их любить должны (по вере), Чтоб врезать гадам по рогам, Полезем в петлю в "Англетере". Или достанем пистолет И с хрустом втиснем в череп пулю, Уйдём , покинув этот свет И показав потомкам дулю. С времён глубокой старины Укоренилось и крепчает В нас ощущение вины - Её не всякий замещает. А похоронят нас враги, Которых мы же проклинали, Они не будут к нам строги, Хотя давно от нас устали. |
|
|
#17
25.08.2005, 18:50
|
||
Новосёл
Дата рег-ции: 25.08.2005
Откуда: США
Сообщения: 4
|
Vishenka пишет:
|
|
|
#18
22.12.2005, 15:14
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Баба Яга пишет:
Зашла я в эту тему, чтобы вспомнить любимого Булата Шалвовича Окуджаву. Слушала недавно интерпретацию ряда его песен Андреем Макаревичем и на сидишке между прочими песнями было Батальное полотно: "...На передней лошади едет император в голубом кафтане..." Не знаю времени написания этой песни, подозреваю, что поздние 80-е. Если так, то лет за 15 до этого была написана "...я все равно паду на той, на той, единственной, гражданской. И комиссары в пыльных шлемах Склонятся молча надо мной." И посвященная маме, отсидевшей свое в лагерях, комсомольская "Я смотрю на фотокарточку". И при этом помню объяснения филологов в 70-х об умолчании советской властью творчества Окуджавы его нежеланием быть идеологичным. Вопрос в связи с этим - биография Окуджавы и эволюция его взглядов не рассматривалась никем? Слишком еще жив поэт - многие знали его лично, а это мешает беспристрастному взгляду на его творчество. А может я ошибаюсь? Интернетные, ненапечатанные типографски, материалы тоже приветствуются. |
|
|
#19
23.12.2005, 21:55
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.08.2004
Откуда: Paris
Сообщения: 1.180
|
Vishenka пишет:
Памяти Булата Окуджавы. Дам ссылку все же , хоть это не совсем то, чем Вы интересовались, Vishenka : http://magazines.russ.ru/slo/2001/1/ ! Вах ! Оказывается : "Не следует забывать, что Булат был племяником Галлактиона Табидзе. Табидзе был женат на родной сестре его отца, Ольге Окуджава. Когда в 1937-м году ее, как и всю семью Окуджава, арестовали, Табидзе, бедный, каждый день ходил в здание НКВД, добиваясь какого-то свидания. Великий поэт, всенародно известный (тогда еще не было звания народного поэта), он безуспешно добивался правды. Табидзе очень любил жену, с горя он стал много пить. Булат, естественно, как-то общался с Табидзе, ходил к нему. Точно неизвестно, читал ли он Галлактиону свои стихи, но ходил он к нему не только как к родственнику, но и как к поэту. Булат тогда уже считал себя поэтом" http://magazines.russ.ru/slo/2001/1/kaz.html ... http://magazines.russ.ru/voplit/2002/3/bog.html Любопытная статья http://www.liter.net/=/Kulle/br-okudzhava.htm
__________________
Но вы же, профессор Бор, - не верите во всю эту чушь, будто бы лошадиная подкова приносит удачу?! - Конечно, не верю. Главное, что работает, а веришь ты в это или нет -не важно |
|
|
#20
25.12.2005, 14:59
|
||
Мэтр
Дата рег-ции: 14.11.2002
Сообщения: 2.641
|
Casanier, спасибо, все еще читаю. А пока - хулиганство авторства М.Безродного:
Окуджанье подражаве Горько плачет Таня, Потерявши мячик. Комиссар Катани На подмогу скачет. Скачет в пыльном шлеме Комиссар Катани, С пулею в колене, С лупою в кармане. Следом за Катани Едет оператор В голубом кафтане, Рваном и помятом. С ним безрукий грека Едет через реку, А за грекой раки На хромой собаке. Только понапрасну Будут все старанья: Вечером ненастным Съела мяч пиранья. С целью пропитанья Иль еще с какою, - Отдохни, Катани, Посиди спокойно. Не добудешь мячик Ни мольбой, ни боем, И никак иначе, Хоть и голубой он... Пародия, судя по всему, была написана еще при жизни Окуджавы. |
|
|
#21
02.02.2006, 14:05
|
||
Дебютант
Дата рег-ции: 23.01.2006
Откуда: Москва
Сообщения: 39
|
[QUOTE=La Louette]прогибаться..... прогибаться можно тоже по-разному......
Удивительные изгибы в оценках особо идеологически правильных произведений происходят во времени .Иной раз никаким дессидентам и не снилось такого уровня подлинности негативных свидетельств своего времени ,как в обличающих вольнодумие и отклонения от... Например официально насаждаемые в конце 60-ых " ТЛЯ", "Чего же ты хочешь?" , автор не то Шевцов ,не то Швецов- словом,горе-писака, яростный обличитель-вояка с авангардом в современном искусстве,/наткнулась на его книженку случайно\ Да он весь годится в цитаты-свидетельства ущемления творческих свобод в то время.Так что Есенину можно и простить"я-большевик "итд.Всё равно гений. Многие идеологические направленные "произведения" со временем работают против себя.Другое дело, что к искуссву это никакого отношения не имеет.Важно лишь является ли это фактом искусства. |
|
|
#22
02.02.2006, 15:51
|
||
Арт-директор
|
НадяБелякова пишет:
А что Вы хотите - эпоха была такая. Незадолго до этого (в марте 1963 года) отгремели речи Хрущева и Ильичева на "встречах партии и правительства с творческой интеллигенцией". Сейчас об этом даже читать дико, а тогда - это были реалии нашей "социалистической действительности". За нас решали всё - что нам читать, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть. Вот здесь написано об этих временах: http://ddp-main.narod.ru/2003/nomer_...er_istorii.htm |
|
|
#23
02.02.2006, 17:32
|
||
Дебютант
Дата рег-ции: 23.01.2006
Откуда: Москва
Сообщения: 39
|
[QUOTE=Boris]Иван Шевцов его звали, как сейчас помню. В этом же ряду был и "шедевр" Кочеткова "Чего же ты хочешь?"
А что Вы хотите - эпоха была такая. О!Спасибо! Действительно- Кочетков. Перлы остались в памяти, а автор забылся. А на :"А что Вы хотите- эпоха такая." -так это я прежде всего к себе самой- "не забывать, что время искушает,а эпоха шельмует" . И уж какие умы и таланты попадались, /но это я ,конечно, не о упомянутых Кочеткове или Шевцове/. |
|
|
#24
25.02.2006, 15:09
|
||
Кандидат в мэтры
|
Boris пишет:
Не помню где, позднее прочитала, что эта мысль высказывалась при характеристике образа жизни фашистской Германии. И при чтении этого же романа впервые в голову закралась крамольная по тем временам мысль о сходстве режимов. Но это было так страшно, что вслух я об этом никому сказать не могла. Год был, если не ошибаюсь где-то 70 или около того. Об оттепели забыли, в фильмах стали опять показывать Сталина народным спасителем. Как будто и не было "Света далекой звезды " Чаковского. А позднее он и сам написал совершенно непонятный панегирик во славу Брежнева. Такие были времена.
__________________
Tamir |
|
|
#25
05.10.2006, 19:18
|
||
Дебютант
Дата рег-ции: 21.09.2006
Откуда: Красноярск
Сообщения: 22
|
А мой любимый поэт - Э. Асадов!
|
|
|
#26
10.10.2006, 14:27
|
||
Кандидат в мэтры
Дата рег-ции: 20.08.2006
Откуда: 78
Сообщения: 484
|
Сейчас читаю стихи Виктора Гюго - очень нравятся
|
|
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Любимые фотомастера | Maina | Фотоателье | 0 | 30.03.2008 14:02 |
Мои любимые кинокомедии | Alena77 | Синема, синема... О кино, театре и телевидении | 19 | 25.01.2008 14:12 |
Любимые радиостации | Violette69 | Музыкальный клуб | 8 | 29.11.2006 14:06 |
Поэты в различных переводах | Di Ra | Литературный салон | 0 | 04.01.2005 14:26 |
Любимые исполнители | Soph | Музыкальный клуб | 73 | 20.11.2003 16:00 |