logo312

 

Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французский язык Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot12 

Вступление

Теория языка

Словари он-лайн

Диалекты французского

Обзор методик изучения языка

Пособия по изучению

Франкофония в мире

Изучение французского в России

Изучение французского за рубежом

Международные дипломы

Поздно или рано?

Клуб преподавателей и репетиторов французского языка

Статьи на тему

Форум сайта

О проекте

Реклама

bokovushki_unten_blau12 

 

Подписка на новости

 

 

Погода в Париже

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК - Методики преподавания

Что в методе тебе моем или авторские методики преподавания или обучения

" Нетрадиционные " методики, часть из которых тайно зрела в советские времена, получили развитие только лет 10 назад и  представлены на языковом рынке весьма разнообразно. В основном они направлены на выработку навыка говорения, свободного общения на языке. Атмосфера таких занятий обычно дружеская и  непринужденная, не совсем похожая на традиционно понимаемый урок. Одни - копия с зарубежных подходов к изучению языка, другие - авторские разработки наших сограждан.

Интенсив сегодня очень популярен. Это не обязательно краткосрочное обучение, но всегда напряженное. Интенсив предполагает  активизацию резервных возможностей человека (памяти, восприятия, мышления, воображения). Цель его — научить быстро и легко общаться. Поэтому говорить вы начнете на первом же уроке. Запомнить  огромный объем материала (2.000-3.000 слов за пару месяцев) помогут ролевые игры и другие специальные приемы. Ролевую игру не следует путать с игрой в мяч на занятиях в детском саду, когда  снаряд бросают вам в лоб и требуют быстро произнести нужное слово. Вас погружают в реальную жизненную ситуацию, где вы должны сыграть свою роль на языке. Серьезных школ, которые исповедуют  интенсив, в России всего три: Китайгородской, Шехтера и "Система-3" (по методике Шехтера).

"Школа Китайгородской"

Будет надежным вариантом выбрать ту языковую школу, которая подтвердила свою состоятельность многолетней и удачной работой на  российском и зарубежном рынке. Такова, например, упомянутая выше " Школа Китайгородской ". Она существует уже более 25 лет и представляет собой систему обучающего общения.  Слушатели общаются не только с преподавателем, но и с соседями по парте (в группе обычно 10-12 человек). Занятия проходят 3 раза в неделю, и каждое рассчитано на 5 академических часов.  Специально обученные преподаватели используют в процессе обучения ролевые игры. То есть каждый из участников группы берет на себя какую-нибудь заранее заданную роль, и потом на уроках  разыгрываются импровизированные спектакли. В феврале в школе Китайгородской должен открыться детский центр. С 5-6 лет можно будет заниматься английским и родным языками, пластикой, живописью,  музыкой, готовиться к школе. А взрослые могут вступить в своеобразный клуб тренинга — оживить язык и поучиться вести на нем дискуссии.
Курсы дорогие. Один час стоит $6. Но здесь считают, что качественное образование должно быть либо дорогим, либо бесплатным.

Школа Шехтера"

Другая солидная авторская школа - эмоционально-смыслового освоения чужого языка по методу Игоря Шехтера - существует  около 30 лет и имеет более 100 филиалов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Один из постулатов метода гласит, что речь - это " не простое озвучивание текста, а средство для  решения жизненных задач ". Следовательно, для эффективного освоения чужого языка требуется не воспроизведение фразы и конструирование по образцам, а активное языковое творчество в  зависимости от сиюминутных потребностей человека, совершающего речевой акт.

Принимают в школу Шехтера " от 16 до бесконечности ", полный курс рассчитан на 300 часов (3 цикла по 100 часов в  месяц). При этом совершенно необязательно заканчивать все три. Если языковой уровень позволяет, можно поступить сразу на второй или третий цикл, а между ними допускается перерыв от 1 до 4  месяцев. У слушателей нет домашних заданий и письменных упражнений. Параллельно в школе Шехтера недавно открылись курсы переподготовки преподавателей. Прослушав теоретический курс, учителя в  течение месяца ведут занятия у группы учеников. По результатам занятий выдается свидетельство с правом преподавания по эмоционально-смысловому методу. Подробно об этом методе читатйте в интервью с автором метода Игорем Шехтером.

" Система-3 "

По методу И.Ю.Шехтера работает и Лингвистическая школа общения "СИСТЕМА-3". Правда, не слепо копируя автора, а  используя только сильные стороны методики. От некоторых постулатов Шехтера в "Системе-3" отказались. Например, посчитали, что грамматику все-таки преподавать надо. Но не смешивать  ее с основными занятиями, а посвятить ей отдельный курс — во время каникул. На него отводится 64 часа, стоит он $120.

В "Системе-3" особая лингафонная техника. Радионаушники, сделанные по специальному заказу, позволяют одновременно  слушать и двигаться. Кроме авторского учебника Шехтера, используются современные аудиокурсы зарубежных издательств, видеоматериалы. Но не учебные передачи, а настоящие художественные или  научно-популярные фильмы.

Уроки, так же как и у Китайгородской, проходят в форме ролевых игр. Студенты "Системы-3" проводят круглые столы по  различным социальным проблемам, например "круглый стол по экологии", делают сообщения (без домашней подготовки!) и отстаивают свою позицию. Каждый этап обучения завершается  постановкой настоящего спектакля со сказочным сюжетом.

За 9-12 месяцев студенты запоминают около 3 тысяч выражений, что вполне достаточно для беглой (но клишированной) речи. Один  уровень интенсива стоит около $200, грамматический факультатив — $120, что сравнительно недорого.  Языки — английский, французский, итальянский, немецкий.  В интервалах между  100-часовыми интенсивными этапами в " Системе-3 " проводят лексико-грамматические курсы по 64 часа каждый. Режим занятий здесь довольно жесткий - каждый день по 4 часа, кроме  воскресенья. Зато домашних заданий тоже нет. После окончания первого этапа слушатель овладевает приблизительно 1,5-2 тысячами слов. То есть может объясняться на бытовые темы,читать прессу и  несложную литературу. После курса в России студентам предлагают продолжить обучение за рубежом.

В "Системе-3" можно также подготовиться к сдаче TOEFL, GMAT, пройти бизнес-курс (100 часов). Есть и детские группы.

Школа рационального чтения

Использование зрительных образов для эффективного запоминания взяли на заметку и специалисты из Школы рационального чтения . Более 17 лет занимаясь проблемами повышения продуктивности памяти, они разработали и выпустили усовершенствованный комплект языковых карточек. Карточки позволяют человеку запоминать более  тысячи английских слов ежемесячно. Карточка двусторонняя: на одной стороне английское слово, на другой его образ (картинка) и перевод. Согласно методике, рекомендуется повторять слова за 3  просмотра с интервалами 5-10 минут. Заниматься этим можно где угодно: в метро, на скучной лекции, в очереди. А самое интересное, что, как только слово выучено, карточка подлежит уничтожению.  Да - просто берете, рвете ее на части выкидываете. Специалисты школы утверждают, что в этот момент в мозг поступает так называемый импульс " неотвратимости действия ", который  повышает эффективность запоминания на 35 процентов.

Коммуникативная методика

Есть еще и так называемая " коммуникативная " методика освоения языка, рассчитанная на людей, уже имеющих хотя бы  элементарный уровень знаний. Она была придумана англичанами после второй мировой войны, в те времена, когда в Великобританию хлынули эмигранты из разных стран. Занятия по коммуникативной  методике ведут только носители языка, которых приглашают фирмы-организаторы занятий. Все новые слова, понятия и грамматические конструкции объясняются на таких уроках при помощи уже известной  слушателям лексики. Если ее не хватает - помогают жесты, схемы, рисунки.

Французский культурный центр

Здесь, разумеется, обучают только французскому языку. И, как это принято в структурах государственного статуса, по традиционной  методике. А статус у Французского центра очень даже серьезный. Он подчинен Министерству иностранных дел Франции и тесно сотрудничает с посольством Франции в России. Преподавателей языка (как  российских, так и французских) подбирает атташе по лингвистике посольства Франции.

Общий курс рассчитан на 6 уровней (по три месяца каждый). Урок строится по жесткой схеме: проверка домашнего задания, новый  грамматический материал, новые речевые обороты, диалоги в парах, дискуссия на свободную тему, обсуждение следующего домашнего задания и песни на французском языке. В домашних заданиях  тренируется письменная речь: например, предлагается написать письмо воображаемому другу, листовку о защите окружающей среды и, конечно, сделать пару упражнений на грамматические правила.

На курсах во Французском культурном центре используются учебники "Le nouveau sans frontieres. Methode de Francais"  (всего учебников три, каждый стоит около 300 рублей и идет в комплекте с тетрадью для упражнений). Один том соответствует двум уровням языковых курсов.

Кроме общего курса, в Центре предлагается 3-месячный курс (62 часа) подготовки к экзамену DALF (Diplome approfondi de langue  francaise), курс подготовки к экзамену на диплом торгово-промышленной палаты Парижа (подробнее см. "Обучение за рубежом" №1 за 1998 год).

Французский культурный центр очень любят наши студенты и молодежь до 30 лет. Возможно, из-за невысокой цены. Один уровень стоит  $170. Выучив язык, они хотят либо поехать во Францию, либо устроиться на выгодную работу. Франкофоны совершенствуют здесь свои знания просто для души — обстановка располагает.

Более подробно о ФКЦ - читайте в статье

Метод Милашевича

   Мария Смирнова, руководитель департамента обучения и конференций Центра "Сигнум", познакомила На сайте Центра "Сигнум" (www.signum.spb.ru) говорится о том, что методики, созданные на основе метода Милашевича, дают базисные знания в структуре языка, грамматике и структурной лексике, которые наиболее трудно закрепить при других способах обучения. Прочному усвоению подобных знаний способствует система упражнений на уровне навыков. Побочный и быстрый результат, который дает эта часть курсов — умение переводить с листа без словаря простые сообщения (деловые письма, газеты, ремарки компьютера). Это не только дает уверенность в себе, но и способствует реализации важной потребности в изучении языка — потребности в обмене информацией, чтении, умении реферировать. Иностранное предложение дается на модели русского языка. Лексика вводится позже, когда человек уже усвоил для себя структуру предложения и принципы словообразования. Таким образом, происходит усвоение закономерностей и дается алгоритм формирования языковых элементов. При этом русский язык, который обычно бывает лишь помехой, здесь, напротив, является ключом к пониманию нового языка. онлайн казино winscazinos.com

    Знания, полученные на этом этапе изучения, закрепляются на следующих ступенях, где формируется основной словарный запас, используется ситуативное обучение и "полируется" произношение.с одним из принципов данного метода. "Принцип одной сложности" заключается в последовательном изучении различных составляющих языка с помощью простых и логичных схем, что ведет к существенному (в 3-5 раз) ускорению в обучении. Каждый курс английского языка из 11, предлагаемых Центром, решает какую-либо задачу "от начала до конца". Структурная методика Милашевича ликвидирует основную трудность, возникающую в процессе изучения языка, — неумение свободно пользоваться грамматикой. Навыки позволяют не вспоминать каждый раз таблицы времен и грамматические правила, а пользоваться структурой, как в родном языке, — автоматически. Так же — "от начала до конца" — изучаются фонетика, синтаксис, лексика.

Метод Р.Вельдера

   Известен еще один метод изучения иностранных языков — уникальный синергетический метод, впервые использованный в языкознании известным австрийским ученым в области психоанализа Робертом Вельдером. Специалисты гуманитарного центра "Просвещения", использующие в своей деятельности именно этот метод, не рекомендовали нам самостоятельно пересказывать его описание, дабы не исказить научный смысл. Поэтому в сегодняшней публикации мы приведем слова кандидата педагогических наук, Микайловой Ирины Геннадьевны. "Данный метод заключается в учете так называемого эффекта гипермнезии, иными словами способности человеческой памяти к мгновенной фиксации воспринимаемой, но не проводимой через сознание информации на уровне вербального и фразового импульсов в сочетании с эмоционально-смысловым подходом к развитию навыков латерально-логического мышления. Метод Р. Вельдера составляет основу развития незадействованных творческих ресурсов человеческого мозга посредством включения индивидуума в иноязычную среду.

    Обучение предполагает последовательные стадии аудиовизуальной адаптации к языку, постановки правильной артикуляции с одновременной коррекцией интонационного фона, графологической фиксации и воспроизведения усвоенной информации на уровне осознанного восприятия и строится на материалах, используемых для подготовки иностранцев в языковых колледжах Великобритании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции и Австрии.

    Процесс обучения охватывает 12 уровней — спонтанная беседа с преподавателями, грамматическая коррекция и развитие речевых навыков до ведения свободной тематической дискуссии (включая специфику избранных областей высшего образования) и беглого чтения, когда слушатели учатся адекватно мыслить на изучаемом ими языке и активно погружаются на занятиях в новую для них языковую среду, включаясь в процесс взаимного общения.

    Применяемая при этом двенадцатиуровневая шкала оценки ментальной активности индивидуума, разработанная итальянским педагогом Э. Де Боно, позволяет не только научить слушателей считывать информацию носителя чужого языка на уровне восприятия вербального и фразового импульсов, но и активизировать не включенные в процесс обработки и усвоения информации ресурсы человеческого мозга, устранить ограничения, препятствующие свободному течению мысли и ее выражению".

К оглавлению

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов