#7
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() Дата рег-ции: 10.06.2001
Откуда: France
Сообщения: 595
|
В "Литературке" статья Ваксберга о русских сезонах и частично о выставке Шагала :
ФРАНЦУЗСКИЙ “ЛЕС” В Париже – опять “Русские сезоны” Во французских масс-медиа все чаще мелькает такая фраза: “Русский сезон в Париже”. Не “сезоны”, то есть не разовые, с интервалами в годы, десанты знаменитостей из мира театра и музыки, как бывало и прежде, а именно сезон. Весь, целиком... Притом отнюдь не гастрольный. Главными событиями художественной жизни Парижа явились в этом сезоне две выставки, на которые удалось попасть лишь тем, кто терпеливо выстаивал многочасовые очереди, несмотря на ветер и дождь. Музей современного искусства разместил у себя грандиозную ретроспективу Казимира Малевича, Гран-Пале – еще более грандиозную Марка Шагала. Друзья-недруги, соратники-оппоненты счастливо и мирно пересеклись в равно приемлющем все школы и все направления Париже. Не успели раскрыться двери для публики, рвавшейся на Малевича, как из Москвы дошли до Парижа зловредные слухи, будто авторство представленных работ вызывает сомнение. Но скандала не получилось. Организовавший экспозицию амстердамский музей Стедлик легко доказал ее аутентичность. Ретроспектива Шагала предложила публике, как гласила афиша, “известного и неизвестного” мастера. В изобилии представлены его работы всех периодов – с 1908-го по 1985 год, в том числе и из частных коллекций. Отдельный зал отдан полотнам, которые “одолжила” Парижу на время выставки Третьяковка. Более скромная по масштабам, но не менее интересная выставка прошла сразу в двух знаменитых парижских галереях – в “Минотавре” и у Злотовского, – расположенных по соседству друг с другом в квартале Сен-Жермен, самом “художническом” районе Парижа. Понадобилось сотрудничество двух галерей, поскольку одно пространство не могло вместить такое количество работ, словно выплывших вдруг из “небытия”. Здесь парижанам показывали Ивана Пуни, незаслуженно полузабытого художника, чье имя и творчество неразрывно связано и с Малевичем, и с Шагалом. Владелец “Минотавра” Бенуа Сапиро волею судеб оказался наследником множества работ Пуни – часть из них была показана публике и предложена коллекционерам по весьма скромным для такого рода “товара” ценам. Так что неудивительно: уже через несколько часов после вернисажа на многих экспонатах появился значок “продано”. Богато изданный каталог напоминает о том, что внук знаменитого итальянского композитора Цезаря Кюи, как и его дед, автор “Конька-горбунка”, принадлежит прежде всего России, откуда Иван сбежал в 1919 году по льду Финского залива вместе с женой, художницей Ксенией Богуславской, и куда бы ему давно своим творчеством надлежало вернуться. Пока афиши художественные напоминали о прошлом России, музыкальные рассказывали о ее настоящем. И будущем, если хотите. Пьер Карден предоставил свой престижный столичный зал юным российским талантам. Владимир Спиваков привез в Париж своих питомцев – тех, кому дает счастливую возможность раскрыться и получить профессиональное образование его фонд. Детский концерт получил высокую оценку и специалистов, и публики. “Эти мальчики и девочки, – писала газета “Паризьен”, – убедительно показали, какая смена идет в России вслед за ее музыкальными корифеями. Имена многих из них вскоре узнают страна и мир”. О многоцветии российской культуры напомнила парижанам и ЮНЕСКО, организовав для широкой публики в самом большом своем зале выступление сначала осетинского, а потом и чеченского творческих коллективов, где преобладали тоже юные дарования. Осетинских музыкантов и танцоров привез в Париж сам президент Алании Александр Дзасохов, который по-французски рассказал, предваряя концерт, о стабилизирующей роли его республики на Северном Кавказе. Истинным апофеозом продолжающегося сезона России явилась премьера “Леса” Островского, поставленного на главной парижской сцене – в театре “Комеди франсез” – Петром Фоменко. “Русский гений открывает французам Александра Островского” – так озаглавил свой отклик на этот спектакль еженедельник “Экспресс”. Назвать успех фоменковского “Леса” ошеломительным – значит, не сказать ничего. На спектакле, устроенном специально для коллег и для прессы, актеры выходили на вызовы переполненного зала шестнадцать раз. Сам режиссер так и остался за кулисами, хотя овации, конечно, были адресованы ему прежде всего. Пресса напоминает о драматичной судьбе великого режиссера, десятилетия не имевшего своей сцены, своего театрального дома, и считает поставленный с французскими актерами “Лес” вершиной его творчества. “Чтобы французы смогли постичь истинное величие русского драматурга, – пишет известный критик Лоранс Либан, – всю его глубину должен был им раскрыть могучий и мудрый талант Петра Фоменко”. “Русская классика всегда актуальна, – напоминает газета “Фигаро”. – Не примитивными аллюзиями, а зоркостью исторического предвидения и пониманием человеческой души. Именно это донес до нас несравненный Фоменко”. Еще одну волну, но совсем иного, конечно, рода, вызвал выход на французский экран последнего фильма Павла Лунгина, получившего за границей название “Новый русский”. Этот режиссер, добившийся в свое время признания именно во Франции, пользуется здесь большой популярностью. Отмечая несомненные художественные достоинства фильма, рецензенты полагают, что он является и “фактором” политической жизни, акцентируя зрительское внимание на актуальных проблемах российской действительности. Естественно, имеется в виду “одиссея” Бориса Березовского, за чье жизнеописание приняла фильм некоторая часть французской критики. Ей решительно возражает Лунгин: “Речь в фильме идет совсем о другом. Прежде всего о судьбе интеллигенции, которая, как оказалось, способна сопротивляться царизму, сталинизму, коммунизму, – чему угодно, но только не деньгам”. До конца сезона слово “Россия” прочно закрепится в программе культурной жизни Парижа. Вскоре во Дворце Инвалидов откроется большая выставка, приуроченная к празднованию 300-летия Петербурга. Этому же событию будет посвящен грандиозный концерт в Лувре под водительством Геннадия Рождественского с показом фильма о нем: инициалы прославленного маэстро здесь давно уже читаются как Гений России. Аркадий ВАКСБЕРГ, соб. корр. “ЛГ”, ПАРИЖ © "Литературная газета", №17 (5922) 30 апреля - 6 мая 2003 г. http://www.lgz.ru/archives/html_arch...osy/art9_2.htm |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Знакомый продает срочно мебель и всякое | Leyadelux | Куплю-продам-отдам в хорошие руки | 5 | 10.01.2012 11:40 |
Дубляж для музыкальной комедии… про хорошо знакомый сюжет ! | vicprescott | Биржа труда | 0 | 29.04.2008 16:21 |
Марк Шагал - выставка в Москве | nel | Что-Где-Когда | 0 | 21.10.2002 17:34 |