|
#1
![]() |
||
Мэтр
![]() ![]() ![]() ![]() |
tamir пишет:
Я процитирую в качестве комментария Якова Гордина: "Зоркая цензура заставляла исторических романистов быть изобретательными. Чем экзотичнее был сюжет, тем труднее было к нему придраться. Исторический роман превращался в некую притчу, смысл которой легко расшифровывался посвященными. А их, начиная с шестидесятых годов, было много. Вот один, но выразительный пример. Писатель Морис Симашко, живший в Алма-Ате, автор нескольких замечательных исторических произведений о Древнем Востоке, выпустил роман «Маздак» — о ересиархе V века, проповедовавшем в Иране. Это была одна из уравнительских ересей, напоминающих некоторые европейские средневековые ереси такого же типа, как, скажем, движение Долчино в Северной Италии. Полагаю, что от исторической основы роман достаточно далек. Задача автора заключалась в другом. Маздак — большеголовый, ясноглазый, высоколобый человек — мощью своей проповеди равенства и социальной справедливости овладевает властью в государстве Сасанидов. Он раздает бедным зерно, отобранное у богатых. Он искренний защитник угнетенных, сторонник строго ограниченного насилия. Параллельно с Маздаком существует другой поборник равенства — уголовник Тахамтан. У него «большое, с крупными дырками от оспы лицо», низкий лоб под жесткими волосами, усы, желтые глаза. Бежав с каторги, он занимается экспроприациями — то бишь грабежом, прикрывая это лозунгом «По закону справедливого Маздака!». Постепенно, в результате сюжетных хитросплетений, их пути пересекаются. Тахамтан — палач. Он свирепо подавляет всех, кто не исповедует маздакизм. Маздак в ужасе от жестокости своего соратника, но уже не может от него отделаться. Их сторонники носят красные одежды. Понятно, что речь идет о Ленине и Сталине. Это — либеральный ленинский миф советских времен: мудрый и справедливый проповедник равенства и братства, доверием которого злоупотребили злодеи. Маздак таинственно исчезает. Потом опять появляется, но с закрытым покрывалом лицом. А когда покрывало снято, под ним оказывается лицо Тахамтана — рябое, желтоглазое, усатое, с низким лбом. В спорах действующих лиц безошибочно угадываются споры радикальных и умеренных большевиков о границах террора и допустимой мере насилия. Маздак — фигура трагическая. Он развязал социальную революцию и отдал ее в руки садистов и грабителей. Тахамтану в его подвигах ассистирует карлик-горбун, пьющий человеческую кровь, в котором можно признать Ежова. «Сталинская» внешность Лжемаздака подчеркивается упорно, с нажимом. Любопытно и симптоматично для позднесоветской ситуации, что откровенно аллюзионный характер текста был известен не только автору и многим читателям, но и цензуре. В середине семидесятых годов я опубликовал в «Вопросах литературы» статью об исторической прозе. Фрагмент о «Маздаке» был снят без всяких объяснений. Запретить публикацию романа известного писателя, романа, посвященного древнему Ирану, без объяснений было сложно. Объяснить — невозможно. Снять раздел статьи — не представляло трудностей. Но это был саморазоблачительный поступок." Вся статья, как и другие интересные материалы, посвященные "Итогам советской культуры" (в тему!), лежат вот здесь: http://magazines.russ.ru/znamia/2001/4/itogi.html |
|
![]() |
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Самые красивые места Европы, по вашему мнению? | maquisard | Вопросы и ответы туристов | 21 | 17.01.2011 22:08 |
Стихи (и проза) о Провансе | Ekaterina_Khan | Литературный салон | 0 | 26.03.2010 23:19 |
Современная проза | Anuk | Литературный салон | 13 | 25.03.2009 23:30 |
Лучшая реклама | Bozkurt | Синема, синема... О кино, театре и телевидении | 42 | 31.08.2008 10:00 |
Лучшая литература ХХ века по мнению французских читателей | Cora | Литературный салон | 29 | 18.04.2007 22:01 |