Форумы inFrance  - Франция по-русски
Вернуться   Форумы inFrance - Франция по-русски > Жизнь во Франции > Французский язык - вопросы изучения и преподавания

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1
Старое 28.06.2006, 12:58     Последний раз редактировалось Aleck; 28.06.2006 в 13:05..
Новосёл
 
Дата рег-ции: 26.06.2006
Сообщения: 3
Post Мысли вслух

Таки-вот какая чудная мысль недавно пришла мне в голову. Даже не пришла, просто осозналась как-то. Часто при изучении языка приходит чувство отчаяния, когда, не смотря на прилагаемые усилия, совершенно не чувствуется прогресс. За одними и теми же словами/выражениями по 10 раз на дню лезешь в словарь, одни и те же упражнения постоянно делаются с одинаковыми затруднениями и ошибками, а, читая различные варианты значения и употребления слова, понимаешь, что в активный словарь это слово сейчас точно не попадет, просто потому что в голове не откладывется.

Так вот, сидел я, анализировал, почему иногда, не смотря на усилия, что-то не запоминается и пришел к выводу (ой, ну блин, как всегда; когда озвучишь мысль, она так банально звучит, что даже стыдно это подавать как умозаключение — вроде как это и так понятно и вообще само собой разумеется Ну так вот, пришел я к выводу, что этот феномен хорошо объясняется в рамках модели многоуровневого восприятия. Счас поясню, что я имею в виду.

При изучении какой-либо предметной области (и иностранного языка в частности) всё изучаемое пространство, грубо говоря, можно представить в виде концентрических окружностей. Внутри центрального круга будет обозначена уже освоенная часть предметной области. Далее, её опоясывает область ближайшего развития. И, наконец, снаружи, мы имеем область перспективного развития.
Расшифровки: освоенная часть — это те знания и навыки, которые нами (условно говоря) уже освоены в процессе изучения. Этими знаниями и навыками мы легко оперируем, и они являются базисом, необходимым для дальнейшего изучения языка. Область ближайшего развития — пожалуй, самая важная область, с точки зрения процесса обучения. Это самый главный актив ученика, потому что усвоение знаний (переход в освоенную область) может происходить только через область ближайшего развития (это важнейший постулат, и к нему мы еще вернемся). Здесь содержатся все те знания и навыки, которые могут быть освоены при непосредственной работе по их усвоению.
Пример: я почти ничего не понимаю в бухгалтерском учёте. Область моего ближайшего развития, это понимание принципа работы бухгалтерского учёта (план счетов, проводки), правила работы и функции первичных документов и другие базовые вещи. Это все я могу понять просто из объяснения моего знакомого бухгалтера. Однако, прочтение статьи из специализированного бухгалтерского журнала мне ровным счетом ничего не даст (проверено потому что я просто не пойму, о чём там идет речь. В то же время мой знакомый бухгалтер очень хвалит эту статью, и говорит, что она многое ему объяснила и подсказала. Такая колоссальная разница в усвоении материала имела место, потому что предмет статьи находился в его зоне ближайшего развития, но никак не касался моей.
И, наконец, область перспективного развития, это те знания и навыки, которые не могут быть усвоены непосредственно, но путь или способ усвоения которых в принципе понятен. Применительно к иностранным языкам этим можно ограничиться. (В более обобщенном смысле, существует еще более широкая проблемная область — это те знания, о которых вообще мало что известно, либо неизвестен способ их получения и усвоения. Но, повторюсь, изучение иностранного языка легко целиком помещается в область перспективного развития.) Конечно, в действительности границы между областями значительно размыты, но, для понимания сути процессов обучения это не так важно.

Итак, самое главное, как происходит обучение:
Фактически, область ближайшего развития, это тонкая прослойка между базисом и областью перспективного развития. Графическая аналогия подчёркивает существенный момент: чем шире базис, тем большую область ближайшего развития он порождает (больше апельсин, больше корки Грамотно поставленная методическая работа в процессе изучения языка выталкивает ученика в область его ближайшего развития. Знания и навыки, которые находятся в ней, при интенсивной работе переходят в освоенную область, расширяя область ближайшего развития дальше. Таким образом область ближайшего развития (блин, пора уже сокращения вводить является главным ресурсом прогресса в обучении.

Уф-ф… Итак, что стало понятно в свете вышеизложенного? А, например, стало понятно, каким свойством (кроме всех прочих свойств) должна обладать методика обучения иностранному языку. Помимо всего прочего, она должна быть построена по принципу максимально эффективной работы с областью ближайшего развития.
Помню, как в школе в самом начале изучения английского, я долго не мог запомнить выражения типа «as… as» ( as far as, as long as, as well as и т.п.) уж больно много было различных вариантов употребления того или иного выражения. И уже потом, в университете, когда нам начали давать язык почти с самых азов, я удивился, насколько легко я усвоил пару десятков вариантов этих выражений. А всё потому, что за годы обучения в школе (пусть из под палки и абы как мой базис существенно расширился, я усвоил некоторую внутреннюю логику языка, в которую теперь прекрасно вписывались все примеры употребления выражений «as… as». Иными словами к моменту изучения этого материала в университете он уже находился в области моего ближайшего развития, и оставалось только приложить усилия к его усвоению и закреплению.
Опять же становятся понятны причины временных затыков в изучении языка. Просто изучаемый материал большей частью не входит в зону ближайшего развития, поэтому усваивается плохо, или вообще не усваивается. В таком случае можно порекомендовать сосредоточиться на изучении того материала, который в данный момент усваивается относительно легко, а чуть позже снова вернуться к «трудному» материалу, вполне вероятно, что он усвоится значительно проще.
Кроме того, полагаясь на вышесказанное, можно существенно увеличить эффективность изучения языка за счет избирательного изучения материала (ну, это удобнее всего, когда сам язык учишь, а не под указку). Т.е. в первую очередь изучать тот материал, который «хорошо идет» (многие так интуитивно и делают) и не тратить напрасно время в попытке справиться с «трудным материалом». Возможно, через сравнительно короткий срок «трудный материал» сам собой перейдет в разряд лёгких. (Ну, не сам собой, конечно. Заниматься-то всё равно надо Ну, в общем, главная идея понятна.

Разумеется, у изучения языка присутствует огромное количество других аспектов, которые очень сильно влияют на эффективность обучения. Однако осознание изложенной модели усвоения очень сильно помогло мне, особенно в стратегической части планирования занятий языком. Если это поможет кому-то еще, или послужит пищей для более прогрессивных выводов — буду только рад!
Aleck вне форумов  
 Ответ с цитатой 
 


Закладки


Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Умные мысли morskaia Литературный салон 1261 03.01.2024 13:52
Мысли и чувства au pair harley Работа au-pair, волонтёрство, baby-sitting 17 07.09.2017 11:12
Крутые мысли Nika88 Улыбнись! 170 22.08.2012 00:27
Грамотное чтение вслух and.oksana Французский язык - вопросы изучения и преподавания 15 11.09.2009 14:38
Угадыватель мысли Aquarelle Улыбнись! 1 16.10.2004 11:50


Часовой пояс GMT +2, время: 04:43.


Powered by vBulletin®
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
 
Рейтинг@Mail.ru
 
©2000 - 2005 Нелла Цветова
©2006 - 2024 infrance.su
Design, scripts upgrade ©Oleg, ALX