Тема: Amelie Nothomb
Показать сообщение отдельно
  #5
Старое 07.06.2002, 18:22
Мэтр
 
Дата рег-ции: 20.08.2001
Откуда: La Chapelle Saint Mesmin (45)
Сообщения: 4.112
Вот что мне попалось на Шведской полке РЖ:


Амели Нотомб. Страх и трепет: Роман / Пер. с фр. Н.Поповой, И.Попова. - М.: Наталья Попова, Кстати, 2002. - 191 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-88113-011-1

Зина Зогар: "Амели Нотомб пишет синей ручкой в ученической тетрадке. Амели Нотомб смотрит по телевизору MTV. Амели Нотомб слушает Шуберта, Бьерк и Тори Амос. Амели Нотомб читает Ницше, Дидро, Сервантеса и Танизаки. Амели Нотомб читают в 20 странах мира. Последний ее роман не мог не стать бестселлером. Роман, за который в 1999 г. Французская Академия присудила Амели Нотомб Гран-при. "Stupeur et tremblements". "Страх и трепет". Три часа безотрывного чтения. Или около того". (http://exlibris.ng.ru/printed/lit/20...8/2_ameli.html)

Энергозатратность - 800 кДж. Или около того. "Вечный конфликт: Восток и Запад", - обещают издатели. Как правило, Запад - это разум, логика, здравый смысл. Восток - интуиция, созерцание, синестезия. У Амели Нотомб - все наоборот. Чем занимается сотрудник крупнейшей японской корпорации "Юмимото" Амели-сан в рабочее время? Она "фантазирует", придумывает себе словесные игры в стиле "глокой куздры" ("И пусть застрелится Аристотель!"), "замирает от восторга" при виде "прекрасной" Фубуки Мори, "влюбляется", предается "воспоминаниям" о сказочном японском детстве. Она оказывается неспособной не только к элементарным операциям с числами, но и вообще к любой деятельности, предполагающей достижение вполне определенного результата, правильность которого поддается проверке точными аналитическими методами. Ее не заботят "правила", "расчет", "стратегия поведения". Ее мозг - не инструмент, но своеобразный театр памяти и воображения, и работает он только в условиях "свободы", производя не "результаты", а "сцены": "жалость", "разочарование", "сладостное отупение", "раскаяние", "оторопь", "отчаяние", "неожиданная веселость".

Вот одна из самых грандиозных и пышных постановок. "И тут случилось чудо: мой дух вырвался из оков реальности  Я возвышалась над миром. Я чувствовала себя Богом. И выбросила из окна свое тело, чтобы оно не мешало духу  Фубуки, я - Бог. Даже если ты не веришь в меня, я - Бог. Да, ты командуешь мною, но это ничего не значит. Это я царю над миром. Но меня интересует не власть. Царить - это больше, чем властвовать  Слава - вот что самое прекрасное. Слышишь, как ангелы трубят в мою честь?  я - Христос, распятый среди компьютеров".

Безупречная рациональность Фубуки, точность ее жестов и безошибочность интонаций, строгая выверенность жизненного пути. Недопустимость "чувств", запрет на "счастье" и "мечту". Казалось бы - нерасторжимая связь с "реальностью", геометрическая доказательность поведенческих постулатов. Однако в столкновении с театром Амели "разум" Фубуки обнаруживает свою искусственность. Это всего лишь произведение искусства, пусть и прекрасное. Спектакль, где с утра до вечера разыгрывается одна и та же сцена, звучит один и тот же монолог. И - бесконечно разнообразный репертуар Амели, ее способность исполнять любую партию, "от Бога до мадам Пипи". Сыграть с Фубуки в поддавки: блестяще изобразив "страх и трепет" униженного подчиненного,
выманить устрицу из раковины, извлечь из монотонной шарманки "разума" тайную ноту желания...

Изощренная сценография Амели - это одна из последних глав истории западного рацио. В этих финальных главах несокрушимая некогда твердыня размывается грунтовыми водами "бессознательного", раскалывается бешеными молниями "воображения", рассыпается разноцветными стеклышками "литературы". Правила для руководства ума, универсальный язык, предустановленная гармония, - все это теперь не более чем грезы, навеянные назойливым жужжанием мух в жаркий летний полдень.

Метафизика труб (http://lib.ru/INPROZ/NOTOMB/metafizika.txt)



(Отредактировал(а) Яна - 19:38 - 7 Июня, 2002)
Яна вне форумов  
 Ответ с цитатой