logo310
Новости ИнФранс О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французская кухня Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot10 

Введение

Французская система образования

Высшее образование во Франции

MBA во Франции

Французское образование - в России

Поступление и жизнь студента во Франции

Полезные ссылки

Статьи на тему

Форум сайта

О проекте

Реклама

bokovushki_unten_blau10 

 

Подписка на новости

 

 

Погода в Париже

 

Статьи об образовании во Франции

Сколько весит ваш диплом?

Елена Кузнецова, Николай Федянин, Андрей Буховцев
Статья журнала "Образование за рубежом"

В сентябре МИД РФ направил генеральному секретарю Совета Европы грамоты о ратификации Россией трех европейских конвенций: об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты; об эквивалентности сроков университетского образования; об академическом признании университетских квалификаций. Теперь они вступают в силу. Что это даст российским школьникам, студентам и выпускникам вузов?

Для начала — немного о самих конвенциях. Всего в Европе действует шесть конвенций, так или иначе касающихся вопросов образования. Три первых и самых важных, к которым сейчас присоединилась и наша страна, были разработаны еще в 50-х годах. Это подписанная в 1953 году "Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты", "Европейская конвенция об эквивалентности сроков университетского образования", принятая в 1956 году, и "Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций" 1959 года.

Три других конвенции были приняты много позже. Это "Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы" 1979 года; принятая в 1990 году "Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования" и "Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе" 1997 года.

Принятие последней было обусловлено значительными изменениями в системе европейского образования. Например, сказалось появление учебных заведений, которые являются гибридами вузов и профессиональных курсов, например, немецких Fachhochschulen или норвежских statlige hegskoler. Свое влияние оказала и дальнейшая диверсификация и профессионализация образования (к примеру, многие вузы Франции перешли на нетрадиционные программы, меньшей продолжительности, с усилением акцента на профессиональном образовании).

Обязанность воплощать эту конвенцию в жизнь лежит на Европейской сети национальных информационных центров по вопросам академического признания и мобильности (ENIC) и на комитете "Конвенции о признании квалификаций". В каждой подписавшей стране создается национальный информационный центр, который должен "обеспечивать консультации и предоставлять информацию по вопросам признания и оценки квалификаций в соответствии с национальными требованиями и регламентацией". В нашей стране функции такого центра выполняет отдел признания и установления эквивалентности Министерства образования.

ПРЫГ — И В ДАМКИ!
Необходимость присоединения к конвенции об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты Старого Света, возникла потому, что российское среднее образование по своей продолжительности короче, чем традиционное западноевропейское (10-11 лет против 12-13 лет). При этом оно в целом менее однородно по качеству. Всем понятно, что спецшколы в крупных городах (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) и маленькие сельские школы — это совсем разный уровень преподавательского состава и, соответственно, требований к ученикам. Получается, что в дневнике одни и те же "пятерки", а знания в голове отличаются как небо и земля.

В России несоответствие оценок и знаний выявляется на вступительных экзаменах в вузы. Но во многих европейских странах такие экзамены просто отсутствуют, набор в университеты ведется на основании конкурса заявлений и результатов выпускных экзаменов в школе. Поэтому там предпочитали не принимать "кота в мешке" из заснеженной России. Наши школьники вынуждены были перед поступлением в западный вуз прозябать год на подготовительных курсах или учиться год-другой в российском институте, тратя и время, и деньги.

В то время как Россия очень лояльно относилась к признанию зарубежных дипломов, Европа глядела на российские "корочки" со своей колокольни. При оценке качества подготовки в российских школах там опирались на собственные критерии, в частности, на принятую длительность среднего образования. По словам директора Центра международных контактов "Парта" Ирины Мочаловой, "нашим аттестатам не доверяли даже в странах, с которыми существовали давние и прочные отношения. Да и как доверять, если в одной школе учащийся может получать "пятерки", а в другой с теми же знаниями едва тянет на "тройку"".

Ратификация первой конвенции предполагает, что теперь выпускники нашей 11-летней средней школы могут поступать в университеты Европы на равных с претендентами из других стран, проведшими в школе 12-13 лет. То есть теоретически не нужно будет учиться на программах Foundation или тратить год-другой в российском институте или в последних классах западной школы.

По словам начальника отдела признания и установления эквивалентности Министерства образования России Юрия Акимова, и ранее случалось, что в отдельных случаях зарубежные университеты шли на уступки и принимали абитуриентов из России сразу после школы. Но это пока не стало массовым явлением. "Мы считаем, что это несправедливо, и всегда доказывали, что наши школьники должны иметь такие же возможности, как и другие абитуриенты", — говорит он.

Сейчас все должно измениться к лучшему. Но не сразу и не радикально. Несмотря на присоединение России к конвенциям, в министерстве опасаются, что у российских абитуриентов по-прежнему будут те же трудности при поступлении. Например, некоторые европейские университеты открыто заявляли о своем несогласии с тем, что наше 10–11-летнее образование можно приравнять к их 12–13-летнему. Они могут ввести дополнительные "защитные" механизмы, например, настаивать на сохранении возрастного ценза для претендентов (не менее 18 лет) или попросить наших абитуриентов сдать экзамены.По мнению президента Национальной ассоциации образовательных молодежных и студенческих туристических организаций Алексея Сурина, прием выпускников в лучшие университеты типа Кембриджа или Гарварда сразу же после окончания школы остается под вопросом. "Несмотря на то, что наше образование считается одиннадцатилетним, на практике школьник просто переходит из третьего класса в пятый, т.е. по-прежнему учится десять лет. Конечно, за рубежом знают МГУ, "Бауманку", МАИ, "Первый мед". Но я не верю, что, например, студента третьего или четвертого курса того же "Первого меда" примут в медицинскую школу Гарварда, даже если он будет отличником", — говорит он.

Г-жа Мочалова считает, что каждый конкретный случай будет все равно рассматриваться в индивидуальном порядке. "Я думаю, что в каком-то отдельно взятом случае, например, с золотым медалистом, есть возможность полного признания аттестата вузом. Да и то, если вся процедура пройдет через государственные структуры (а не через частные). А если говорить о прямом обращении студента (или через фирму) в зарубежное учебное заведение, то вряд ли".

Возможность отказов нашим абитуриентам вытекает из оговорок, содержащихся в текстах конвенций. Например, в статье "Признание квалификаций, дающих доступ к высшему образованию" сказано: "Каждая Сторона признает квалификации, выданные другими Сторонами и отвечающие общим требованиям, предъявляемым к доступу к высшему образованию этими Сторонами, с целью доступа к программам, составляющим ее систему высшего образования".

Далее следует очень значимая оговорка — "кроме тех случаев, когда может быть доказано наличие существенных различий между общими требованиями к доступу у Стороны, где была получена квалификации, и у Стороны, от которой испрашивается признание этой квалификации". Поэтому для отказа достаточно лишь краткой формулировки: "Университет не считает, что полученный диплом отвечает стандартам образования нашей страны". И все.

Тем не менее Юрий Акимов настроен решительно. "Думаю, что нам удастся уладить проблему с возрастным цензом", — считает он. Однако даже он признает, что с дополнительными экзаменами будет сложнее, поскольку зарубежные вузы обладают большей самостоятельностью и действительно могут вводить любые экзамены по своему усмотрению.

Дело в том, что решать вопрос об эквивалентности образования должны уполномоченные на то организации. Они есть далеко не во всех странах Европы. Поэтому нужно быть готовым к тому, что любой вопрос, связанный с поступлением в высшее учебное заведение, будет решаться на уровне университета. На тот факт, что всякий западный университет — это "государство в государстве", указывает и Алексей Сурин. "Его решение окончательное и обжалованию не подлежит", — говорит Сурин о полномочиях европейского университета.

Ирина Мочалова справедливо замечает, что и в Великобритании, и в других европейских странах подготовительные программы для иностранных абитуриентов — это и рабочие места, и огромные деньги: "Вряд ли они согласятся свернуть все это в одночасье".

В любом случае эта проблема должна исчезнуть в 2010 году, когда Россия планирует ввести 12-летнее школьное образование. А сейчас остается уповать только на то, что просьбы наших министерских чиновников к зарубежным возымеют действие. "Раньше не было формальных возможностей для обращения к нашим коллегам. Теперь она существует, и мы будем добиваться того, чтобы выпускников наших средних школ принимали сразу на первый курс", — говорит Юрий Акимов.

Он рекомендует при возникновении трудностей с поступлением в западные университеты обращаться в две инстанции — министерство образования соответствующей страны и специальные образовательные организации вроде DAAD, Британского совета и Французского культурного центра. Тем, кто достаточно хорошо знаком с выбранным учебным заведением, в министерстве рекомендуют обращаться напрямую в отдел по работе с иностранными студентами намеченного для поступления вуза. В свою очередь министерство будет обращаться в правительства и правительственные организации стран, чинящих препятствия.

СЛЕДСТВИЕ НОМЕР ДВА
Ратификация "Конвенции об эквивалентности периодов университетского образования" гарантирует, что если вы год-два проучились по обмену в зарубежном вузе, этот срок будет зачтен вам в России.

По словам Юрия Акимова, это решение стимулирует процесс международного обмена студентами, который в России пока развивается сдержанно. Студенты, уехавшие на годичную или двухгодичную стажировку за рубеж, по возвращении смогут зачесть в родном университете этот период обучения. Например, сейчас большинство студентов ездят на языковую стажировку. После приезда иностранный язык им зачитывается автоматически. Другие предметы могут быть зачтены только после их сопоставления, так как в России по многим дисциплинам дается более фундаментальная подготовка.

Что касается признания эквивалентности сроков университетского образования, то с этим проблемы бывают и на благополучном Западе. Г-н Сурин привел такой пример. Один из студентов закончил два курса факультета бизнеса университета США, а потом захотел перевестись в университет Австралии на аналогичный факультет. Его приняли только на первый курс, не сочтя возможным перезачесть предметы.

Казалось бы, два западных университета, должен быть аналогичный методологический подход, а на деле совместимости нет. По правилам в большинстве американских вузов, для того чтобы получить диплом, необходимо прослушать в стенах выпускающего вуза не менее 83-85% лекций. Перезачесть могут только 15-17% лекций. Перевестись из одного технического вуза в другой возможно, а вот по таким специальностям, как бизнес, экономика, юриспруденция и др., придется учиться заново.

Если вы учились за рубежом, а теперь хотите продолжить учебу в России, обращайтесь в отдел признания и установления эквивалентности Министерства образования РФ. Его сотрудники расскажут, нужно ли досдавать предметы, и если нужно, то какие.

СЛЕДСТВИЕ НОМЕР ТРИ
Ратификация конвенции о признании университетских квалификаций гарантирует, что ваш диплом должен признаваться другими европейскими странами. Звучит, как сказка, не правда ли? Юрий Акимов говорит, что "нужно провести большую и кропотливую работу, чтобы права российских выпускников, гарантированные этими документами, были реализованы. Наше Министерство образования совместно с представителями других стран — участниц конвенций должно провести сопоставление учебных программ российских и западных вузов".

Конечно, сравниваться будут не все дисциплины, а только основные. Если в процессе сравнения окажется, что образование какого-то студента не включает важнейших предметов, ему придется досдавать их. К примеру, если физик не изучал такие предметы, как "Методы математической физики" или "Теория дифференциальный уравнений", его диплом однозначно не будет признан эквивалентным диплому принимающей страны. Однако с нашими физиками это вряд ли случится.

Конвенция закрепила то, что уже работало на уровне межправительственных соглашений. Эта практика хорошо зарекомендовала себя. Россия периодически подписывает с другими странами договоры о соответствие дипломов, создаются смешанные комиссии, которые определяют перечень признаваемых обеими странами дипломов вузов и перечень предметов. Такие соглашения были заключены почти со всеми социалистическими странами, некоторыми странами Европы (Финляндия, Испания), а также Латинской Америки, Африки и Азии. В ближайшее время планируется подписать соответствующие соглашения с Германией и Италией.

По мнению Ирины Мочаловой, ратификация этой конвенции, возможно, положительно скажется на положении ученых, которые имеют степень, публикации и определенное международное признание. "Я расскажу такой случай, который произошел, когда я была студенткой факультета ВМК МГУ. В то время это был один из факультетов, входящих в мировую элиту по данной специальности. На нашей кафедре у студентов III-IV курсов были научные публикации в международных журналах, их приглашали на стажировки за рубеж. Но формально их могли принять только в том случае, если по приезде в страну они подтвердят свои дипломы. На мой взгляд, это неправомерно, потому что наши выпускники по уровню подготовки и объему знаний именно в этой области во многом превосходят иностранцев. Возможно, ратификация сведет на нет аналогичные процедуры, упростив возможность стажировки и устройства на работу".

В любом случае надо отделять мух от котлет. Признание дипломов, строго говоря, вовсе не гарантирует, что выпускники могут быть приняты на работу. Предоставление работы относится к компетенции кадровых и иммиграционных служб. Это внутренняя политика каждой страны.

ЧТО ДЕЛАТЬ
После ратификации этих конвенций порядок подачи документов в зарубежные вузы не изменился. Итак, если вы окончили среднюю школу и собираетесь поступить в зарубежный вуз, вы должны действовать в зависимости от страны.

Великобритания. Пока нашего диплома о среднем образовании для поступления на первый курс английского вуза недостаточно, поскольку по тамошним стандартам вы не доучились до первого курса ровно два года. Поэтому перед зачислением вам предложат пройти двухгодичные подготовительные курсы. Какие именно предметы вы будете на них изучать, зависит от университета и факультета, на который вы нацелились. Кроме того, придется сдать экзамен по английскому языку IELTS.

Если вы хотите учиться на втором или третьем курсе университета, этот вопрос придется решать через Службу приема в университеты и колледжи UCAS (Universities and Colleges Admission Services), которая централизованно занимается всеми поступающими в британские вузы. Скорее всего, в этом случае вам предложат пройти тестирование по ряду предметов и сдать IELTS. Велика вероятность, что вы потеряете год или даже два, — после двух лет обучения в российском вузе вас могут взять лишь на первый курс.

Если вы все же рискнете направить заявку сразу после окончания школы, порядок таков. До 15 декабря в Британском совете нужно взять, заполнить и отослать специальную форму UCAS. В ней указываются оценки, которые абитуриент планирует получить на выпускных экзаменах в школе. Вы должны написать оценки, полученные вами на экзаменах, найдя их аналоги по особой таблице соответствий, которая содержится в выпущенном UCAS сборнике. Согласно ему наши одиннадцать классов приравниваются к английскому Secondary Education. Так что в графе Certificates надо будет написать Attestat o srednem obrazovanii или Diplom ob okanchanii srednego spetsial'nogo uchebnogo zavedeniya.

Далее вы указываете коды от одного до шести вузов Великобритании и их факультетов, на которых вы хотели бы учиться (они приводятся все в том же справочнике). Потом прикладываете рекомендацию на английском языке одного из своих преподавателей, который может подтвердить, что вы получили именно эти оценки, и по каналам Британского совета отсылается форму в Великобританию. Спустя некоторое время оттуда придет официальное уведомление, какие из шести указанных вузов готовы вас принять.

Если вы получили те оценки, на которые рассчитывали, то необходимо известить UCAS, в каком конкретно месте вы будете учиться. Если результат оказался хуже, чем вы ожидали, намеченный вуз вам откажет, и придется искать вакантные места в других университетах, на которые вы можете претендовать с набранными баллами. Списки мест публикуются в ведущих английских газетах, и UCAS рассылает их по своим представительствам. А вот дальше придется действовать самим: дозваниваться до университетов, уверять, что именно вы нужны им больше других. Может быть, вам повезет.

Германия. На первый курс здесь зачислят только тех, кто уже закончил два курса в известном российском вузе. Немецкие профессора полагают, что те предметы, которые проходят в России на первых двух курсах университета, немецкие школьники приходят в двух последних классах гимназии. В этом случае для поступления на первый курс в большинстве случаев достаточно сдать экзамен по немецкому языку, который называется DSH.

Если вы хотите поступить в немецкий вуз сразу после окончания российской школы, придется пойти на специальные подготовительные курсы в колледже особого типа (Studienkolleg). Только после их окончания можно будет поступать.

Если вы хотите учиться на втором или третьем курсе, вопрос о признании эквивалентности вашего образования будет решаться университетом. На каком курсе вы будете учиться, определит ученый совет. Перед тем как подавать документы, неплохо получить рекомендацию из Германской службы академических обменов (DAAD).

Вопросом признания любых дипломов в Германии занимается Постоянная комиссия министров культуры немецких земель (KMK). В последнее время почти все российские дипломы признаются: хотя официально договор о признании дипломов между нашими странами еще не подписан, соответствующее заявление уже сделано. Во время февральского визита канцлера Шрёдера в Москву было подписано российско-германское межведомственное соглашение, где изложены основные принципы соответствия документов. Наша степень доктора наук по этому соглашению приравнивается в немецкой "доктор наук 2-й степени", а кандидата наук — к немецкой "доктор наук". Дипломы тех российских вузов, которые имеют диссертационный совет, эквивалентны дипломам немецких университетов.

Франция. В этой стране не существует организации, которая бы занималась признанием зарубежных дипломов или аттестатов. Этот вопрос целиком и полностью находится в компетенции университетов. Для тех, кто хочет с потерей года или даже двух поступить на первый курс французского вуза, при Французском культурном центре действует специальная программа подготовки. После ее прохождения вам придется лишь сдать экзамен по языку и послать собранное вами досье (набор документов) в тот университет, где бы вы хотели учиться. Очень много сил и нервов отнимает написание так называемого "мотивационного письма", в котором нужно обстоятельно объяснить, почему вы хотите учиться именно в этом вузе и именно на этом факультете (см. в №5(6), 1999). Один чел ведет блог и рассказывает то, как обмануть вулкан казино - https://antivulkan.ru/ . Советую, вчера выиграл там около 30 тысяч руб!

Если вы хотите продолжить свое обучение на втором или третьем курсе, вам придется сдавать многочисленные тесты (в каждом университете — свои) и обязательный экзамен на знание французского языка. От него спасает диплом об углубленном знании французского языка DALF, но чтобы его получить, тоже придется сдавать экзамен. После тестирования ученый совет университета определит, на каком курсе вы сможете продолжить обучение.

Чехия. В странах бывшего соцлагеря с признанием российских дипломов и аттестатов не возникает практически никаких проблем. Между многими странами Восточной Европы и Россией существуют специальные договоренности по этому вопросу. С Чехией наша страна заключила подобный договор практически сразу же после распада Чехословакии. В "Соглашение о культурных отношениях и научно-техническом сотрудничестве", подписанном 26 августа 1993 года, есть отдельный пункт о взаимном признании аттестатов, дипломов и ученых степеней.

И хотя в Чехии школьники тоже учатся 12 лет, сразу же после окончания среднего учебного заведения вы можете смело поступать на первый курс чешского вуза. Единственным дополнительным экзаменом, который придется сдавать кроме общих вступительных, будет экзамен по чешскому языку.

Российские дипломы полностью признаются, разница только в названиях. Человека, который получил степень магистра в России, в Чехии будут называть инженером. Степень магистра присуждается в Чехии только аптекарям и выпускникам гуманитарных вузов.

США. Хотя Соединенные Штаты Америки и не присоединились к европейским конвенциям, проблем с признанием российских аттестатов о среднем образовании здесь не возникает. В американские вузы зачисляют по итогам тестов TOEFL, SAT-1 и SAT-2, которые можно сдать в представительствах американской Ассоциации содействия преподавателям русского языка и литературы (АСПРЯЛ). Единственный тест, который нельзя сдать в России, — это очень сложный и узкопрофессиональный тест под названием Medical Colleges Admission Test (MCAT). Его можно сдать только при медицинском колледже в США.

После того как все тесты сданы, вам остается только заполнить форму университета, указать в ней все свои оценки за последние три года, приложить копию аттестата на русском и английском языках и отослать в выбранный вами колледж. Иногда колледж требует рекомендательные письма, составить которые помогут в АСПРЯЛе.

Если вы хотите учиться на втором или третьем курсе, вам придется сдать весь стандартный набор тестов, а также те, пройти которые потребует колледж.

А вот вопросы, связанные с признанием в Соединенных Штатах Америки вашего диплома об окончании университета, не решает никто. Здесь нет министерства образования, соответственно, нет и комиссии по признанию эквивалентности документов. Так что вопрос о признании вашего диплома вам придется решать с работодателем или колледжем.

Австралия. Эта страна пока не присоединилась к конвенциям, но рассматривает сейчас эту возможность. Российские аттестаты о среднем образовании комиссия по признанию документов NUUSA приравнивает к незаконченному среднему образованию. Так что по окончании школы в России вам придется ходить на годичные подготовительные курсы (foundation course). После их окончания потребуется еще пройти программу сертификации (certificate program), и после этого вы сможете поступить на первый курс австралийского университета.

Если вы хотите продолжить свое обучение, вам надо будет обратиться одновременно в выбранный университет и в NUUSA. Только после подтверждения ваших оценок вы сможете учиться.

А вот вопрос о признании российского диплома о высшем образовании здесь возникает, пожалуй, только у иммигрантов. Австралия не заинтересована в трудоустройстве иностранцев, поскольку здесь и своих безработных хватает. Но если вас все-таки пригласили на работу, наверное, работодатель будет удовлетворен вашей квалификацией.

Все статьи об образовании во Франции
Обсудить на форуме

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов